МАРТ может разрешить торговлю через социальные сети

Торговать в сетях по законам обычных магазинов

Украшения из Мозыря, одежда из Пружан, фотограф из Миор… Найти нужный товар или услугу в социальных сетях сегодня не проблема. Причем абсолютно неважно, где территориально находится магазин или живет специалист – виртуальное пространство стирает границы. Но вот парадокс: найти товар в соцсетях можно, но приобрести или даже узнать цену – нельзя. Правила торговли сегодня это запрещают.

У каждого активного пользователя социальных сетей, к которым отношу и себя, наберется с десяток подписок на группы, где предлагают те или иные товары. Речь идет, например, об изделиях хенд-мейд, услугах фотографов, ведущих и парикмахеров. Да и любой магазин, будь-то одежды или китайского чая, обзаводится своей страничкой в виртуальном пространстве. Проще всего, да и намного дешевле, рекламировать товар через социальные сети, нежели создавать собственный сайт.

Но ограничений в этой сфере пока немало: страница в соцсетях не должна «позволять» напрямую заказывать, выбирать или приобретать товар. То есть нельзя спросить у администратора группы, сколько стоит, допустим, кованая статуэтка и попросить, чтобы ее из Славгорода переслали в Минск. За такую деятельность предприниматель «наживет» разве что ворох проблем и штраф. Даже при условии официальной регистрации.

Почему так происходит? С этим вопросом представители бизнеса не раз обращались в Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Ведомство становится на защиту прав потребителей: помочь покупателю, который купил товар, работу или услугу через соцсети, в случае возникновения спорной ситуации очень сложно. Ведь даже установить лицо, которое продало что-либо таким образом, часто невозможно, потому что владельцы социальных сетей такую информацию не предоставляют.

Этим пользуются и ушлые продавцы, которые без какой-либо регистрации разворачивают бурную деятельность. Никаких чеков, никаких гарантий… Истории задержания оных нередки. Вот, например, в прошлом году двоих жителей Барановичей осудили на год и шесть месяцев за продажу одежды и косметики через соцсети. Никакой регистрации в качестве ИП у них и в помине не было. Чуть позже были задержаны еще трое жителей этого райцентра, которые работали по такой же схеме. И это только в одном городе!

Но почему в таком случае должны страдать те, кто ведет честную игру? Есть регистрация, платишь налоги, но продавать все равно не имеешь права. Справедливо? Не совсем. Потому МАРТ выступил с инициативой все же разрешить продавать товары в социальных сетях — индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. С оговоркой, конечно, что они будут соблюдать требования законодательства о торговле и защите прав потребителей, которые распространяются на обычные магазины.

Такая мера необходима. И в первую очередь для развития предпринимательской инициативы в малых населенных пунктах. Одно дело, когда у тебя в покупателях жители лишь твоего райцентра. И совсем другое, если речь идет уже о всей стране.

borisovez@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter