Торговать нужно выгодно

Вопросы повышения эффективности работы потребительской...

Вопросы повышения эффективности работы потребительской кооперации рассмотрены на кустовом семинаре в Глубоком

В тисках конкуренции

Сегодня Глубокое полным ходом готовится к предстоящему юбилею. Буквально через пару недель город начнет праздновать свое 600-летие. Дата примечательная, но вовсе не потому здесь собрались участники семинара, проводимого под эгидой Белкоопсоюза. Глубокское райпо всегда готово к самым сложным экзаменам и приему самой взыскательной публики. Несколько лет назад здесь встречали гостей Дня белорусской письменности. Этот праздник стал своеобразным толчком для местных кооператоров, и без того не привыкших довольствоваться старыми заслугами, а постоянно обновляющих свои формы и методы работы с населением. Так что юбилей родного города — очередной повод для самосовершенствования. Тем более что расслабляться не позволяют и конкуренты. На каждом шагу — большие и маленькие магазины, торговые центры, киоски, лавки. Кажется, что все улицы похожи на огромные торговые ряды. Шутка ли, в общей сложности в районе насчитывается около 320 магазинов, и только 86 из них принадлежит райпо. Здесь расположено 12 объектов фирменной торговли и 222 — частных. Торговая площадь магазинов по району в целом — 23 тысячи квадратных метров!

По аналогии с другими районами можно было бы сказать, что город городом, а на селе-то у кооператоров — свобода от частников. Как бы не так. В сельской местности работает 93 магазина, из них 56 принадлежит райпо. Вот такие жесткие тиски в борьбе за покупателя.

Чужой опыт — на свое благо

Желание обеспечить прибыльность работы заставило мыслить новаторски. Пришлось искать «вакуумы» и максимально расширять свое поле деятельности, выполнять совершенно, на первый взгляд, несвойственные функции. Например, в Глубокском райпо есть собственная… автошкола. Около пяти лет назад был получен специальный сертификат, и теперь здесь обучаются все желающие. За это время школу закончили более 930 человек. Для учебного процесса есть все необходимое: классы с компьютерами, тренажерами, агрегатами и демонстрационными щитами, автодром, четыре автомашины. Процент «классности» вполне солидный — примерно шесть курсантов из 10 получают водительское удостоверение с первого раза. Организаторы столь уникального дела рассказывают: возраст одной из учениц перевалил на седьмой десяток. Отлично освоила авто, вот только перед каждым заездом на эстакаду шутливо приказывала: «Вызывайте скорую!» Но шутки шутками, а автошкола приносит неплохой и постоянный доход. Так же, как и две парикмахерские. Около десяти мастеров предоставляют жителям самые разные виды услуг. От модельных стрижек, свадебных укладок до педикюра. Очередь — на месяц вперед, цены — не сравнимы с витебскими или минскими.

Участники семинара с интересом познакомились и с работой овощефруктохранилища общей емкостью 1050 тонн. В 2011 году здесь проведена модернизация, установлено современное энергоэффективное холодильное оборудование, которое позволяет поддерживать оптимальный микроклимат в помещениях. Обновление обошлось недешево — почти в миллиард рублей. Сейчас хранилище почти пустое, а вот осенью было забито, как говорится, под завязку. Благодаря ему глубочане здорово поработали на экспорт. Внешнеторговый оборот только в нынешнем году составил 199 процентов к уровню прошлого. Тогда за рубеж было продано около 210 тонн картофеля и 102 тонны овощной продукции на общую сумму 83,3 тысячи долларов. Это почти 40 процентов от всего внешнеторгового оборота райпо. В текущем году на экспорт уже поставлено почти 100 тонн картофеля и 23 тонны овощей — еще без малого 100 тысяч долларов. Практика показывает, что за рубежом востребованы белорусская капуста, свекла, морковь, лук, яблоки и другие продукты. Широко используют их и местные объекты общественного питания.

Честно говоря, экскурсия по кафе и ресторанам в Глубокском районе заставила сомневаться: а может, ты забрел куда-нибудь на территорию, как минимум, областного центра? Например, интерьер пиццерии, расположенной на первом этаже торгового центра «Родны кут», поражает случайного посетителя своим изысканным комфортом. Среднемесячный товарооборот здесь около 120 миллионов рублей, что весьма значимо для районного городка, тем более с учетом низких цен и в большинстве своем детской клиентуры. Фруктовые фреши, напитки, соблазнительные десерты, мороженое, кофе и, конечно же, пицца — на любой вкус. Современная техника позволяет быстро и качественно обслужить клиента. В арсенале малочисленного по штату объекта есть гранитомашина для производства фруктового льда, сокоохладитель, кофемашина, фризер для мороженого, тестораскаточная машина, печь для пиццы. Все оборудование — итальянского производства.

Не меньше впечатляет и мини-кафе «Сытая гавань». Здесь все обустроено так, чтобы транзитные гости Глубокского края могли за короткое время отдохнуть, поесть, максимально восстановить силы перед тем, как продолжить неблизкий путь. Не заехать сюда просто невозможно. Кафе уютно разместилось рядом с автотрассой, в зоне отдыха на берегу озера. Передохнуть гости могут в беседках, под навесом на улице, любуясь окружающим пейзажем, или в прохладе бревенчатого здания. До мелочей продуман интерьер объекта: красивые клумбы, переходные мостики, фигура старого бродяги-моряка с биноклем в руках, тут же — уголок для приготовления шашлыков. Ассортимент блюд очень богат — заботливые хозяева «Гавани» широко используют продукцию шоковой заморозки, поставляемую из ресторана «Вернисаж». Плов, блинчики, колбаски с гарниром, картофельные оладьи и другие деликатесы будут готовы через пять-семь минут после заказа. Здесь вам предложат заправить термос, забронируют место заранее и даже примут предварительный заказ на меню, вызовут такси и снабдят сувенирами.

Одним словом, посмотреть гостям в Глубоком было на что. Причем отметили главное: здесь одинаково увлеченно работают сотрудники райпо как в самом райцентре, так и в глубинке. Например, небольшой сельский магазинчик «Медуница» утопает в цветах, тут можно купить все необходимое, жители агрогородка ОАО «Константинов Двор» делают предварительные заказы на крупногабаритные товары, с удовольствием сдают излишки сельхозпродукции, участвуют в заготовке дикорастущих ягод и грибов. А потом покупают вкуснющие караваи, приготовленные с использованием их клубники, черники или смородины…

По принципу сотрудничества

О необходимости плотного сотрудничества торговой отрасли с населением убедительно говорил и председатель Правления Белкоопсоюза Валерий Иванов. Сегодня тесная взаимосвязь со сдатчиками не только поможет заготовительной отрасли сделать долгожданный шаг вперед, но и в целом поднимет престиж, а значит, и финансовое состояние отрасли. На 150 процентов увеличить закупки — такая задача поставлена перед кооператорами. В России сегодня готовы фурами брать наши моченые яблоки, соленые лисички, другие товары. А мы никак не можем использовать имеющиеся ресурсы. Зачастую «жадничаем» в закупочных ценах на ту же чернику, а потом теряем в объемах. Сейчас уже с трудом распродаются беляши, штучное печенье, молочные коржи, а общепитовцы ленятся внедрять современные уникальные рецептуры и предлагать покупателям новинки. Кстати, во время семинара глубокские мастера мучных дел выставили в одном из крупнейших магазинов огромные пироги — с ягодой, капустой, грибами и всякой всячиной. А потом боялись, как бы покупатели все не размели до прихода делегации. И разметали, и угощались, и, вне сомнений, завтра вновь спросят: где купить понравившееся? А те же фруктовые лимонады, новые виды полуфабрикатов — почему не обновляем ассортимент в кафе и магазинах? Почему не желаем торговать на рынках, конкурировать с частником, подойти ближе к людям? Не продуманы выкладка товаров, подсветка прилавков, нет гибкости в ценах... Отдельные председатели райпо так ни разу и не осмотрели лично автомагазины, выходящие на маршруты. Без искренней заинтересованности в конечном результате рассчитывать на успех в наше время было бы слишком легкомысленно. И, к сожалению, никакие решения, предписания и другие «толчки» свыше не помогут изменить ситуацию, пробудить от апатии кадры. Если кадры сами этого не захотят.

— Тот, кто не может или не хочет работать по-новому, должен уйти с должности, — резюмировал председатель Правления Белкоопсоюза. — Зато я буду уверен в том, что оставшиеся собираются трудиться на результат.

У проблемных нет успехов…

Валерий Иванов после экскурсии по глубокским объектам не скрывал: увиденное понравилось, но… Почему в целом Витебская область отстает по объемам товарооборота, не используются резервы и реальные возможности повышения эффективности работы? Почему вместо активной торговли на собственных площадях райпо предпочитают лишь предоставлять услуги по аренде своим конкурентам? Розничный товарооборот рынков приказано взять под особый контроль. Нельзя ориентироваться на максимальную отпускную цену — за счет оборачиваемости и при меньшей, более конкурентоспособной цене можно достичь аналогичной прибыли. Параллельно это позволит укрепить доверие покупателя. Сегодня нужно усилить мощности по выпуску продуктов шоковой заморозки, они востребованы и предприятиями общепита, не имеющими собственных кухонь (в республике их около 800), и просто населением. Еще один момент — в торговле ощущаются перебои со свининой. Многие председатели райпо в качестве оправдания ссылаются на снижение объемов ее продаж. Так почему бы не активизировать свое сотрудничество с населением, мясокомбинатами и сельхозпредприятиями по говядине? Переработчики продолжают выпускать соки в трехлитровых емкостях и различного рода солянки, винегреты, борщи в банках. Товар залеживается, а востребованного варенья, конфитюра нет… Вариантов роста товарооборота много, нужно лишь не бояться искать и экспериментировать, считая безусловным требованием обязанность обеспечить рентабельную работу предприятий.

Согласен с руководителем кооперативного ведомства и заместитель председателя Витебского облисполкома Олег Мацкевич. Он привел показательный пример: в Браславском районе на погранпереходе в дни чемпионата по хоккею отоваривались десятки, даже сотни иностранцев. Рядом с границей удобно расположился частный магазин. Почему это не волнует браславских кооператоров, которые могли бы неплохо заработать на обслуживании гостей? Председатель Витебского облпотребсоюза Александр Шинкоренко тоже уверен: если провести внутреннюю «революцию» и в делах, и в сознании, рейтинг потребительской кооперации возрастет. Как доказательство — модернизированные крупные торговые объекты в райцентрах. Там товарооборот даже при появлении заметных конкурентов не падает, а идет по возрастающей. Значит, нужно совершенствоваться дальше. Как это получится? Подвести итоги и сделать первые соответствующие организационные выводы председатель Правления Белкоопсоюза пообещал уже в конце второго квартала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter