Для простого обывателя слово «логистика» звучит непонятно. А ведь главная задача логистики заключается в том, чтобы удовлетворить все желания потребителя. Все мы хотим видеть на полках магазинов огромный выбор товаров. Так, чтобы на любой вкус, цвет и кошелек. И нас не сильно волнует, кто, когда и как предоставит нам этот ассортимент. И правильно. Этим занимаются компании-перевозчики и логистические компании, которым под силу проконтролировать весь этот сложный механизм доставки товара из пункта «А» в пункт «Б».
Еще две недели назад в стране насчитывалось 38 логистических центров. Большинство из них принадлежат компаниям-производителям и представляют собой склады для хранения продукции. Но 21 декабря в пункте пропуска «Брузги» на белорусско-польской границе появился 39-й, причем совершенно другого уровня. При проектировании и строительстве центра «Бремино-Брузги» упор делался на передовые технологии в области складской логистики и управления транспортом. Общий объем инвестиций составил почти 30 миллионов рублей.
Председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов говорит о достигнутых результатах:
— Несколько лет назад мы разработали программу развития логистической отрасли региона. Это обусловлено прежде всего выгодным географическим расположением. На приграничной территории работают 6 пунктов пропуска, поэтому сама ситуация содействовала развитию логистического бизнеса. Транспортно-логистический центр в Брузгах — один из пунктов реализации этой программы. Это первый проект подобного рода в стране, который позволит оказывать более 50 видов услуг в одном месте. Здесь речь идет не просто о перевалке грузов, как это происходит в других логистических центрах. По желанию клиента перевозимый товар могут перепаковать, перемаркировать, отсортировать и многое другое.
Логистический центр «Бремино-Брузги» на белорусско-польской границе работает в круглосуточном режиме. Склад на 10 тысяч квадратных метров, стеллажная пятиярусная система хранения, 13 ворот с уравнивающими площадками, гостиница на 40 мест, стоянка на 190 транспортных средств, кафе и административно-бытовой комплекс для водителей большегрузов — все это уже задействовано. Здесь разместились внутренний пункт таможенного оформления, службы ветеринарного и фитосанитарного контроля. При реализации проекта было создано 55 рабочих мест, в течение 2017 года их количество планируют увеличить до 104. Общий объем инвестиций составил почти 30 миллионов рублей.
Директор частной компании «Бремино-групп» Максим Таранов не сомневается, что объект станет востребованным:
— Мы находимся на границе двух интеграционных образований — Евросоюза и ЕАЭС. Здесь стало возможным применение ряда упрощений, которые вызваны прямым соприкосновением транспортно-логистического центра с пунктом пропуска. Выделены отдельные каналы перемещения транспортных средств между этими двумя объектами. Можно не осуществлять оформление отдельных процедур таможенного транзита, а сразу размещать товар в зоне временного хранения прямо на границе. Кстати, польская сторона всерьез задумывается о строительстве подобного логистического центра на своей стороне. Тогда оба центра будут работать по одной технологии.
Начальник Гродненской региональной таможни Андрей Ковальчук говорит о переменах:
— Время таможенного оформления грузов, поступающих в транспортно-логистический центр «Бремино-Брузги», будет серьезно сокращено — до четырех часов вместо прежних суток, которые отводились на таможенную очистку.
По мнению заинтересованных специалистов, сокращение времени таможенного оформления и дальнейшая возможность работы с грузом на месте создадут благоприятные условия для развития внешней торговли. Все применяемые здесь инновации станут привлекательным моментом для импортеров. Для работы с грузом не нужно никуда выезжать и подвергать его риску при дополнительной транспортировке.
Развитию логистической отрасли уделяется повышенное внимание на самом высоком уровне. Ее вклад в ВВП страны — около 1,5 миллиарда долларов, что равняется примерно 6 процентам экономики страны. На Гродненщине в ближайшие годы появятся еще 3 транспортно-логистических центра. И все они расположатся вблизи польской и литовской границ. Об этом рассказал заместитель председателя Гродненского облисполкома Юрий Шулейко:
— Еще до конца нынешнего года выйдем с подготовительным периодом по строительству логистического центра в пункте пропуска «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе в Ошмянском районе. Это объект предприятия «Белтаможсервис». Земельный участок отведен, проект прошел экспертизу, состоялся тендер. В начале следующего года начнутся строительные работы. На март будущего года частная компания «Бремино-групп» запланировала начало строительства логистического центра, аналогичного тому, что мы недавно открыли в Брузгах. Он будет располагаться рядом с пунктом пропуска «Берестовица» на белорусско-польской границе. Эти места выбраны не случайно. Именно там сосредоточены самые мощные грузопотоки. Безусловно, все это звенья Шелкового пути. Лично видел на картах в Китае нашу трассу М-6 и другие объекты Гродненщины. В целом у нас в области много частных и государственных перевозчиков, а также частных логистических компаний. Особенно в Ошмянском, Гродненском, Вороновском, Слонимском, Щучинском и других районах.
Выгодное географическое расположение Гродненщины говорит о многом. Еще один частный оптово-логистический центр в настоящий момент активно строится в двух километрах от небольшого городка Свислочь. Это объект известной компании «Кроноспан», которая давно и уверенно обосновалась в Сморгони. Основная цель строительства собственного логистического центра — экспорт в страны Евросоюза древесины и изделий из нее, древесной щепы, топливных гранул, щебня, удобрений и других грузов.
— Более миллиона долларов инвестиций — серьезное вложение в экономику. В следующем году объект планируют ввести в эксплуатацию. Но самая большая выгода для нашего небольшого района — создание рабочих мест. В январе 2017 года появится 15 вакансий, всего запланировано 43. Под строительство отведен земельный участок площадью 10 гектаров. Он вплотную примыкает к автомобильным дорогам местного значения. Кроме складских помещений на участке возведут административное здание, гостиницу на 20 мест и парковку для большегрузов, — говорит о важности этого проекта председатель Свислочского райисполкома Владимир Онищик (на снимке).
По данным управления экономики Гродненского облисполкома, в сентябре 2014 года была завершена реализация первого в области инвестиционного проекта по созданию агрологистического центра в городе Сморгонь. Инициатор проекта — частный инвестор, компания ООО «Белагротерминал», входящая в состав группы компаний «Содружество». Эта компания предлагает ряд инвестиционных проектов, которые позволят включить белорусские предприятия в международную производственно-логистическую цепочку, растянувшуюся от Калининграда до Владивостока.
КСТАТИ
Максим Таранов, директор группы компаний «Бремино-групп», рассказал еще об одном важном для страны проекте — мультимодальном промышленно-логистическом комплексе «Болбасово» в Витебской области:
— Это «сухой порт пяти портов» — польских, прибалтийских и черноморских, с которыми у нас уже заключены договоры о сотрудничестве. При проектировании и строительстве (3 очереди) будем прежде всего ориентироваться на потребности клиентов. Объединение промышленного кластера с логистической и транспортной зонами предусматривает появление шоу-румов, где будут представлены товары от производителя. До 2023 года здесь появятся отделения банков, связи, стоянки, гостиница и многое другое. Выбор площадки во многом определила уникальность ее месторасположения: ветка Оршанского железнодорожного узла, близость к российской границе (65 км), аэродром Оршанского авиаремонтного завода. После реконструкции полосы со временем появится и аэропорт международного класса. Все это существенно повысит транзитную привлекательность Беларуси. Планируется создать не менее 400 рабочих мест.
Фото Виталия ДЕРНЕЙКО