Что надо сделать, чтобы разгрузить склады и нарастить объемы продаж на внешние рынки?

Торговать надо уметь

Всебелорусское народное собрание одним из стратегических приоритетов на 2016—2020 годы определило рост и диверсификацию экспорта. Это основа нашей открытой экономики, главный источник поступления валюты в страну и прибыли предприятий. Перед Правительством поставлена задача к 2020 году диверсифицировать экспорт так, чтобы треть продукции поставлялась в Евразийский экономический союз, треть — в Европейский экономический союз, треть — в прочие страны, в том числе “дальней дуги”. Другого пути нет. В наследство от СССР нам достались большие промышленные предприятия, рассчитанные на рынок сбыта как минимум 300 миллионов человек. Этим надо пользоваться. Тем более что белорусскую продукцию знают и любят повсюду. Это уже проверено и доказано. Мы умеем производить буквально все. Однако зачастую случается и так, что качественная и, в общем-то, востребованная на рынках продукция залеживается на складах. Почему так происходит? И что надо сделать, чтобы разгрузить склады и нарастить объемы продаж на внешние рынки?



НУЖНЫ НЕОРДИНАРНЫЕ РЕШЕНИЯ


Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации:

В последние годы в структуре нашего экспорта происходит ряд неблагоприятных изменений. В первую очередь они связаны с повышением товарной концентрации и уменьшением доходности продаж из-за сокращения количества и номенклатуры товаров. Это свидетельствует как об ослаблении наших позиций, так и о растущей уязвимости экспорта от процессов на мировых рынках.

В международной практике для количественной оценки конкурентоспособности экспорта используется множество разных методик и подходов. В частности, Международный торговый центр проводит мониторинг и ежегодную оценку развития экспорта на примере 187 стран и 14 экспортных секторов. По большинству из них конкурентоспособность наших товаров находится на уровне ниже среднемирового. Более того, отмечается снижение нашей адаптации к динамике мирового спроса.

Получается довольно парадоксальная ситуация. Страна, у которой вклад промышленности в производство валового внутреннего продукта составляет порядка 25 процентов, торгует на мировых рынках в основном четырьмя товарами. При этом три из них, согласно классификации Всемирного банка, относятся к группе природных ресурсов. Все остальные, то есть промышленная и сельскохозяйственная продукция, поставляются преимущественно в Россию и страны СНГ.

Что делать? Ответ очевиден — необходимо производить то, что можно продать. В этом случае призывы и поручения чиновникам и дипломатическим службам, которых подчас пытаются назначить крайними за сбыт произведенной продукции, становятся просто анахронизмом.

Сегодня экспортеры зачастую несут достаточно высокие невозвратные издержки, связанные с необходимостью сбора информации о новых рынках, развития каналов сбыта, адаптирования продукции к вкусам и стандартам потребителей и т. д. Именно такого рода затраты становятся препятствием для выхода на внешние рынки. Поэтому Правительство должно продолжить практику предоставления отечественным предприятиям налоговых и финансовых стимулов (экспортные кредиты и гарантии по ним, возврат таможенных пошлин, бесплатное размещение товаров на таможенных складах и т. д.).

Но требуются и неординарные решения. Речь, в частности, идет о прямых иностранных инвестициях. Это один из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также способствующих ее интеграции в мировые производственные процессы. Но, как показывает статистика, все это как бы не про нас.

Для наших предприятий с иностранными инвестициями характерна нерациональная сбытовая структура. Значительный удельный вес в их экспорте занимают товары с низкой добавленной стоимостью — нефтепродукты и калийные удобрения. В свою очередь нацеленность иностранных инвесторов прежде всего на внутренний рынок, а не на создание экспортных производств, способствует оттоку иностранной валюты из экономики, что негативно сказывается на состоянии внутреннего валютного рынка. Более того, в свободных экономических зонах в первом квартале этого года доля убыточных резидентов составила 45,6% от общего количества действующих резидентов СЭЗ.

Похоже, что в этом секторе необходимы нетривиальные решения. Например, следует провести серьезную ревизию существующей правовой базы по привлечению инвестиций. Допускаю, что с учетом нынешних проблем с платежным внешнеторговым балансом следует ввести ограничения на законодательном уровне на вывоз доходов, полученных от прямых иностранных инвестиций. Кто-то скажет, что введение ограничений на вывод капитала отрицательно скажется на активности бизнеса. Но давайте обратимся к опыту Китая. Там всегда действовали ограничения на вывоз части доходов, полученных от ПИИ. Однако, по прогнозам ЮНКТАД, глобальный поток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику в последние 20 лет демонстрирует устойчивый рост, а в 2016 году он ожидается порядка 2 триллионов долларов. Так что действовать надо смелее и решительнее.

ГРЯДЕТ КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ПРАВО ПРОИЗВЕСТИ ТОВАР


Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания:


Ликвидация запасов готовой продукции уже не первый год является головной болью Правительства. Еще бы: оборотные средства заморожены, движения денег и товара нет, соответственно нет и результатов экономической деятельности. Все уже привыкли, что на самом высоком уровне рассматриваются вопросы продвижения продукции, ставятся конкретные задачи руководителям. Однако почему-то решить задачу не удается. Запасы готовой продукции остаются высокими, экономическая ситуация у наших соседей не позволяет надеяться на быстрое восстановление экономического роста. Так что же делать? Ответ на этот вопрос не может быть легким и однозначным.

Лучший способ не иметь проблем с излишними сверхнормативными запасами — это не выпускать продукцию, которая еще не продана или хотя бы нет уверенности в том, что она будет продана в обозримом будущем. Сегодня в мире сложилась ситуация, когда практически любая продукция может быть изготовлена и поставлена заказчику в кратчайшие сроки. В будущем, вероятно, производители будут конкурировать за право произвести товар, причем конкуренция эта будет глобальной.

Модные понятия, такие, как “маркетинг” и “логистика”, это всего лишь описание учеными трендов развития общества, которые говорят о том, что сегодня в бизнесе необходимо отлично знать потребителя и предложить ему товар или услугу в кратчайшие сроки и по приемлемой цене. В общем-то, достаточно простой алгоритм, который по мере приближения к потребителю усложняется, поскольку оказывается, что производитель должен знать запросы потребителя лучше, чем он сам. Необходимо чувствовать тренды, предугадывать моду, изучать тенденции и меняться немного раньше, чем поменяются внешние условия. И этого нам сегодня остро не хватает. Мы слишком медленно принимаем решения, слишком долго оцениваем возможности, часто опасаемся нового. Вместе с таким существенным недостатком, как глобальная конкуренция, существуют и глобальные перспективы: возможности новых логистических схем, позволяющих экономить на доставке и иметь ценовое преимущество, возможности черпать идеи и вдохновение из общения со специалистами всего мира.

Если провести аудит деятельности практически любого проблемного предприятия, то легко установить, что используется от силы несколько процентов от потенциальных возможностей по продвижению и реализации товара. Причем у специалистов предприятия всегда найдутся аргументы, почему дела обстоят именно таким образом. В числе главных будет названо несовершенство законодательства, рядом будут сетования на недостаток оборотных средств (еще бы, они в продукции на складе), жесткость конкуренции за рубежом, неподъемные ставки по кредитам, высокие заградительные пошлины в отдельных странах и прочее. Многое из этого не преувеличение, а суровая правда жизни. Однако в любой другой стране мы также сможем услышать весьма сходный набор аргументов. И тем не менее продукция продается. Например, через Aliexpress. Это не только коммуникационная площадка, это ресурс, на котором решены проблемы расчетов в большинстве платежных систем мира, ведется контроль за каждым заказом, персонифицирована ответственность поставщика. И это работает, не зря ведь этот бизнес стал всемирно известным. А такие возможности, как продажи через национальные диаспоры в других странах, продажи посредством сетевого маркетинга, интернет-продажи и даже просто использование потенциала отечественных предпринимателей, часто кажутся специалистам предприятий слишком сложным делом. А ведь решить проблему ликвидации сверхнормативных запасов готовой продукции могут лишь те, кто произвел эту продукцию, кто отвечает за ее качество, кто гордится своим предприятием, является его патриотом или просто понимает, что успешные продажи, основанные на лояльности клиента, постоянстве качества, являются гарантией занятости, систематического и своевременного получения заработной платы.

Отсюда и мое видение направлений борьбы со складскими запасами: мотивация и стимулирование всех работников, так или иначе связанных со сбытовой деятельностью, постоянный поиск и реализация новых технологий продвижения и продаж, агрессивный выход на новые рынки, активное применение всех возможных технологий маркетинга. Невозможное становится возможным, если созданы условия для творчества, в том числе и в сфере продаж.

А на уровне государства необходимо решить проблему объединения всех сил общества вокруг идеи, что успешная экономика каждого предприятия — это сверхважная задача каждого жителя страны: и контролера, и силовика, и налоговика, и просто покупателя, понимающего, что в основе потребительского патриотизма лежит рациональное и прагматичное представление о роли отечественной промышленности в судьбе каждого гражданина страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter