В России предлагают пускать на биржу детей с 12 лет

Торговать или пора спать?

Банк России предлагает снизить возраст для выхода молодых розничных инвесторов школьного возраста на биржу для совершения сделок с ценными бумагами. По мнению первого зампреда банка Сергея Швецова, торговать на бирже можно с 12 лет. «Все зависит от того, что преподают в школе. Дети к 12 годам имеют достаточные знания по математике, чтобы пробовать элементарные финансовые инструменты. Без практики научиться инвестировать невозможно», — считает он. Мы расспросили наших читателей: пора ли детям на биржу?

Чтобы работать на бирже, нужно знать не только математику. PHOTOXPRESS

Зоя Гусева, пенсионерка, Минск:

— Сейчас, конечно, дети продвинутые, но не надо отбирать у них детство. Сделки с ценными бумагами — это игры для взрослых. А вот обучать финансовой грамотности нужно обязательно. А то сегодня у нас зачастую и старики понятия не имеют, что им делать со своими акциями.

Алия Тактарова, домохозяйка, Хабаровск:

— С идеей такой я не согласна. 12‑летний ребенок — это еще даже не подросток, в российской правовой системе он считается малолетним. Это значит, что административную ответственность за него несут родители. Конечно, есть продвинутые или удачливые юные блогеры и тиктокеры. Но реально зарабатывающих не так много. То есть «молодой розничный инвестор школьного возраста» пойдет клянчить у родителей. И потерять деньги на биржевой игре ему не страшно — он же их не сам заработал и настоящую цену им не знает.

Алексей Медведев, IT‑специалист, Екатеринбург:

— На мой взгляд, это то же самое, что предложить детям играть в рулетку. Получается, 12‑летний ребенок будет играть деньгами родителей и, скорее всего, разорит семью. Знаний по математике школьнику точно не хватит. Кроме того, нужны жизненный опыт, широкий кругозор, определенная социальная зрелость, сформированная психика...

Сергей Малых, финансист:

— Предложение вполне целесообразное. Молодежь сейчас действительно продвинутая. Если старшее поколение еще неохотно вникает в новые финансовые инструменты, большинство не имеет даже брокерских счетов, то подростки активно их осваивают, пользуются криптовалютами. Предложение ЦБ просто легализует существующее положение дел.

Ольга Сироткина, преподаватель иностранных языков, Нижний Новгород:

— Очень странное предложение. Если учесть то, что в нашем государстве ребенок может начать работать с 14 лет, то какие деньги он будет инвестировать в 12? Видимо, родительские. А много ли родителей готовы доверить пусть даже небольшие суммы для игры на бирже, у многих ли они есть, эти суммы? Школьник должен приучаться к нормальному труду, а не греть себя мыслями о возможном легком заработке за компьютером.

Геннадий Сугако, завкабинетом экономики Минского государственного дворца детей и молодежи:

— Думаю, что нет. А вот обучать детей навыкам работы на бирже можно и нужно. В игре, олимпиадном движении, например. Мы на занятиях также имитируем деятельность бирж. Важно понимать: чтобы выгодно совершать сделки с ценными бумагами, нужно знать не только математику. Но и хорошо разбираться в экономике, учитывать присутствие на рынке крупных игроков. Это серьезная работа. 

Валерий Постовский, директор ЗАО «Бросток»:

— На Западе дети такие понятия, как «акции» и «облигации», впитывают с молоком матери. А наше общество, я считаю, еще не созрело. Да и не совсем понятно, как это можно реализовать технически, юридически. У нас на бирже могут работать только профучастники. А тут 12‑летние, за которых еще отвечают родители. Возникает целый букет вопросов по работе с несовершеннолетними. Хотя идея красивая. 

Елена Герасимова, редактор делового издания «Дело», Иркутск:

— Мне лично нравится эта идея. Считаю, что с 12 лет уж точно лучше учить инвестициям, чем, например, выдавать кредитные карты, используя блогеров.

Подготовили Н. Декола, М. Волкова, Е. Дементьева, Т. Казанцева, Т. Дмитракова.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter