О конкуренции между продмагами разной формы собственности в Молодечненском районе

Торги за кошельки

Где в Чисти быть и закупаться хорошо


В начале апреля министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович пообещал «Евроопту» санкции за нарушение правил конкуренции в регионах. В семи районах эта сеть якобы получила более 20 процентов продовольственного рынка. Компания не скрывает: товарооборот 2015 года кое-где действительно перевалил за допустимый порог, правда, новые магазины сети там не открывали, а значит, закон не преступили. О каких районах идет речь? Что за санкции могут применить? Министерство дополнительных комментариев пока не дает. Будем следить за развитием торговой баталии. А пока наш корреспондент побывала в поселке Чисть Молодечненского района, одном из упомянутых семи. И понаблюдала, как торговые объекты разной формы собственности борются за кошельки покупателей.

Чисть — поселок солидный, благоустроенный. Здесь живет чуть более шести тысяч человек, летом подтягиваются дачники. Цветные четырехэтажки мирно соседствуют с частными коттеджами. Продмагов немало, обойти все вряд ли хватило бы дня. Я наведалась в четыре разных магазина — агрокомбината «Дзержинский», Белкоопсоюза, «Евроопта», местного предприятия «Забудова». И сравнила, где закупаться оптимальнее.

1. Свежее и дешевле только дома


Торговый павильон «Продукты из мяса птицы» агрокомбината «Дзержинский» жители Чисти знают и любят. Пришел он в центр поселка три года назад. Стоянка на четыре-пять машин. В час пик все покупатели едва вмещаются в павильоне. Торговля идет бойко. Два продавца в желтой форме летают от витрины к холодильнику, от холодильника к кассе, режут, упаковывают, рассчитывают. Витрины ломятся. Местная жительница Татьяна пришла в магазин с двумя внучками за фаршем, сосисками и колбасой: «Трижды в неделю привозят свежую и вкусную куриную продукцию, остальное докупаю в «Евроопте» или еще где».


Другие хозяйки брали куриные рулеты, «охлажденку», копчености, фарш, купаты… Из 13 видов «варенки» три на акции. 3,30 рубля — лучшая в Чисти цена на охлажденную тушку бройлера. Четыре вида замаринованного шашлыка — удобно для жителей поселка.

Плюсы: свежая продукция по отличным ценам, акции.

Минусы: небольшая торговая площадь, только фирменная продукция.

2. Дискаунт и очереди


В поселок «Евроопт» пришел два года назад. Стоянку для машин не нашла. Вечером в магазине ажиотаж. «Привлекает большой выбор фруктов и овощей, — говорит многодетная мама Марина. — Тем более можно самой пощупать и выбрать спелые и с крепкими боками фрукты, а подгнившие оставить». С этим не поспоришь — в других продмагах Чисти такого выбора и по таким доступным ценам не встречала: грейпфруты, лимоны, бананы, груши, помело, картофель разных соротов в сетках, шесть сортов яблок, мандарины, огурцы...


Ценники яркие, крупные. Колбасная витрина привлекает выкладкой товара. Яиц на полке более шести видов и от разных поставщиков. Есть перепелиные. Но цены дешевле в других магазинах. Ищу «молочку», эти продукты везут сюда 7 поставщиков. У кассы — подгузники, есть и на скидках. В Молодечно можно не ехать.

«Постный» ассортимент — семь видов замороженной рыбы, 12 — селедки, два — морской капусты. Правда, такого выбора развесных замороженных овощей, как у частника, нет. Выбор куриной продукции неплохой, но тягаться с дзержинским фирменником в ассортименте и цене даже «Евроопту» не по силам.

Есть очевидная проблема — магазин тесноват, в час пик толкучка. Работали две кассы, у каждой около десятка покупателей. Стоять в такой очереди утомительно. 

Плюсы: хороший ассортимент овощей и фруктов по доступным ценам, дисконтные карты, акции, приветливый персонал, крупные ценники, самообслуживание.

Минусы: маленькая площадь торгового зала, сложный подъезд к магазину, большие очереди в часы пик.

3. Конкуренция ударила под дых


От суматохи и толкотни в «Евроопте» устала, зато в вечерний час пик было тихо и спокойно в райповском магазине. «По-крупному продуктами закупаюсь в Молодечно, сюда хожу за хлебом, сладостями для дочки, — говорит молодая мама Анна. — Цены редко сравниваю между магазинами, думаю, разница несущественная».


Всего два или три покупателя ходили с корзинками и приценивались. По площади магазин большой, а небогатый ассортимент приходится как-то распределять на бесконечных полках. Внутри чисто, просторно. «Два года назад открылся «Евроопт» и перебил всю торговлю, — признается продавец Тамара Вяжевич. — Люди закупаются там, а у нас берут то, что домой из центра тяжело нести: хлеб, сахар, молоко, соль. Еще и частник рядом, сложно конкурировать».

Ценники написаны вручную, рассмотреть цифру сложно. Макароны всего трех видов.  Колбасная витрина, по сравнению с другими магазинами, слабовата, 12 видов «варенки» и 6 — копченой. На молочной витрине всего три производителя — «Савушкин», «Молодея» и «Беллакт». Не нашла ни детского молока в тетрапаке, ни творожка. На акции стояли тушенка, вафли, печенье фасованное, зеленый горошек…

В аквариуме плавали два карпа. Правда, рыба казалась подуставшей от жизни. Фруктов, овощей выбор есть: томаты, зеленый лук, огурцы, мандарины, киви, два сорта яблок, лимоны, морковь, свекла, капуста… Огурцы оказались самыми дешевыми в Чисти: 4,31 рубля. Цены на замороженную курицу приемлемые, а замороженное бедро даже дешевле, чем в «Евроопте» и фирменном дзержинском магазине — 5,21 рубля.

Плюсы: самообслуживание, бесплатные пакеты, просторно.

Минусы: в торговом зале темно, цены выше, чем у других, небогатый выбор.

4. К яйцам претензий нет


Магазин «Забудова-торг» — один из старейших здесь. Подъехать на машине к нему сложно. У входа заприметила маркетинговую активность: на акции яйцо С2 за 1,58 и С1 — за 1,69 рубля. Самое дешевое среди всех сравниваемых торговых точек Чисти. Магазин просторный, толкаться за продуктами даже в час пик не приходится. Но большие пространства надо чем-то занимать, приходится растягивать выкладку товара. Отсюда две полки однообразного печенья, столько же муки одного производителя, макароны «Барымак» «расползлись» на целую витрину. Правда, по четвергам в магазине скидка на весь товар, даже акционный, 5 процентов. Привлекает.


Студентку Инессу Левицкую мама отправила в «Забудову-торг» за томатами: «живу неподалеку, поэтому часто в этот магазин хожу. Продукты в основном белорусские. Если хочется выбора — иду в «Евроопт».

«Молочка» представлена всего четырьмя производителями — Смолевичи, Поставы, Молодечно и «Савушкин».

Витрина для ходовой в пост сельди большая, правда, разнообразием не баловала: всего пять видов. Рыбная витрина тоже — 4 вида. Правда, минтай по акции самый дешевый в поселке — 3,99 рубля, замороженная сельдь — 3,21 за кило. Фруктов и овощей в достатке, хорошей цена оказалась на апельсины и помидоры.

Из плюсов забудовского магазина — уголок здорового питания с разными хлебцами, мюсли и кашами. К тому же коллектив креативный, к Пасхе наладили уголок в народном стиле с разными «нужностями» хозяйке: дрожжами, корицей, наклейками для яиц, салфетками и прочим.

Заведующая Елена Пахомович всего две недели в должности, правда, в самом магазине трудится не первый год: «Сложно конкурировать. Мы получили фрукты по 1,55, а в «Евроопте» 1,55 рубля — это отпускная цена. Брать огромными партиями себе позволить не можем».

Плюсы: просторный торговый зал, самообслуживание, бесплатные пакеты, товары на акции, единый день скидок — четверг, пасхальный уголок.

Минусы: небольшой выбор, в торговом зале не хватает света.

Итак, когда в Чисть пришли магазины агрокомбината «Дзержинский» и «Евроопт», торговцы-частники, завидев конкурентов, заметно подтянулись. Покупатели от этого только выиграли. А вот торговля в «забудовском» и райповском магазинах приуныла. И вроде стараются завлечь покупателя: фасовка  бесплатная, товары на акции и даже «ночь скидок», но не все так просто. Нужны немалые деньги и усилия, чтобы эти магазины смогли составить здоровую конкуренцию современным торговым сетям. Работать по накатанной непозволительно – время диктует другие условия.



КОММЕНТАРИЙ

Начальник отдела торговли и услуг Молодечненского райисполкома Ирина КРУК:

— Торговля в районе последние три года переживает всплеск. В 2014—2016 годах открылось более 500 новых магазинов, сейчас до 640 (общей торговой площадью примерно 80, 5 тысячи квадратных метров). В их числе 58 магазинов райпо и 8 — ОАО «Забудова-торг», крупные торговые сети: «Евроопт», «ДорОРС», «Белмаркет», «Соседи», «АЛМИ», «Рублевский», «Доброном», «Электросила», «Пятый элемент» и другие; 21 фирменный магазин. 4 оператора развозят продукты в малонаселенные пункты: райпо, ООО «Евроторг», ОАО «Березинское» и ИП Ширко В.В. 

Социальный стандарт по охвату торговой площадью населения выполнен на 135 процентов: 813 квадратных метров приходится на 1000 жителей района при норме 600 квадратных метров на 1000 человек. А что касается магазинов сети «Евроопт», то, по данным МАРТ, розничный продовольственный товарооборот компании в районе действительно превысил допустимый законом порог в 20 процентов. Поэтому еще с прошлого года крупной сети запрещено открывать здесь новые объекты.

В ТЕМУ

МАРТ до 15 апреля внесет в Правительство предложения по развитию торговли в малых городах страны, проинформировал руководитель ведомства Владимир Колтович. 

Рассматриваются такие варианты, как развитие Белкоопсоюза, небольших частных организаций, которые будут работать и в отдаленных деревнях. Учтут присутствие в регионах крупных торговых сетей. В Палате представителей руководитель МАРТ также представил поправки в Закон о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции. Некоторые нормы предупредительного характера позволят предотвратить создание дискриминационных условий, детально регламентируют формы недобросовестной конкуренции. Законопроект приняли в первом чтении.

ostapchuk@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter