Торг здесь уместен

Почему приватизация в Беларуси протекает со сложностями?

Почему процесс приватизации в Беларуси протекает со сложностями?

Процесс приватизации белорусских предприятий пока идет тяжело, натужно и со скрипом. В то время как большинство заводов и фабрик на территории наших соседей по СНГ давно провели акционирование, поменяли собственников, а иногда даже не раз сделали это, Беларусь только учится делать первые робкие шаги. Начинать всегда трудно, тем более что опыта в таких делах у отечественных специалистов немного, а наши соседи порой набивали себе так много шишек, что возникает резонный вопрос: стоит ли брать с них пример? Как замечают в Госкомимуществе, сегодня белорусской приватизации препятствуют несколько моментов. Среди них — недостаточная рекламная активность устроителя аукционов, шероховатости в законодательстве о проведении торгов, инертность директоров госпредприятий, не желающих расставаться со «своей» собственностью, и сложности на финансовом рынке страны.

Время тотальных распродаж

Белорусские предприятия условно можно разделить на две группы. В первую входят так называемые стратегические активы: их государство будет продавать только в крайнем случае, так как они играют немаловажную роль в обеспечении экономической, военной, энергетической безопасности страны. А вот во второй список попали те заводы и фабрики, которые в ближайшие годы уйдут из-под крыла государства и сменят собственника. В план приватизации на 2011—2013 годы попало 244 ОАО. «Из них в нынешнем году мы должны были продать 180 предприятий, но одно было присоединено, другое исключено. Итого список сократился до 178», — объясняет председатель Государственного комитета по имуществу Георгий Кузнецов.

В июле в Беларуси стартовала кампания аукционов и конкурсов, в сентябре состоялся второй раунд, и на сегодняшний день новые собственники появились в 29 ОАО. Благодаря этим сделкам в бюджет страны пришло Br 110 млрд., что, в общем-то, по мнению специалистов Госкомимущества, не так уж и много. Впрочем, удивляться не стоит: большинство из тех 244 компаний, попавших в списки приватизации на ближайшие два года, относятся к среднему бизнесу — их стартовая цена колеблется в пределах Br 1—3 млрд. «Покупателями оказались преимущественно белорусские юрлица, только одно предприятие было продано собственнику с российскими корнями и одной латвийской компании», — подводит итог начальник управления учета и распоряжения акциями Фонда госимущества Госкомимущества Анна Корниевич.

Главным тормозом процесса приватизации белорусских предприятий сегодня называют экономическую ситуацию в стране. Девальвация белорусского рубля очень сильно изменила стартовую стоимость выставляемых на продажу активов, и, чтобы не продавать их за бесценок, недавно было принято постановление правительства, согласно которому начальная цена продажи предприятия будет индексироваться с учетом инфляции. То есть если индекс потребительских цен в стране вырос за месяц на 5 %, то на такую же сумму будет стоить дороже и выставляемое на торги предприятие.

Никому не отдам!

Еще одной преградой, которая не дает Госкомимуществу нормально наладить процесс аукционно-конкурсных торгов, стало осознанное торможение со стороны нынешнего руководства этих компаний. В ведомстве уже не раз отмечали: директора предприятий, назначенные на свои должности, всеми правдами и неправдами пытаются отсрочить, а то и вовсе отменить процесс приватизации. «Совершенно очевидно, почему они так делают, — сокрушается Георгий Кузнецов. — Когда малоэффективное предприятие сменит собственника, кто же из новых хозяев будет терпеть такого руководителя?»

При этом председатель Госкомимущества часами может рассказывать о том, какие препоны выстраивает руководство предприятий, подлежащих приватизации. Наиболее «эффективным» способом, по его мнению, являются дополнительные условия проведения аукциона, когда старые собственники ставят условия потенциальным покупателям о дополнительном инвестировании чрезвычайно завышенных сумм в развитие производства после приобретения. «Очень проблемно шла приватизация минских мебельной и фурнитурной фабрик, столичного завода «Продмаш», — перечисляет Георгий Кузнецов.

Номерки на уровне глаз

Продажа предприятий сегодня в Беларуси идет на конкурсной основе. Предприятие выставляется на продажу, об этом оповещают потенциальных покупателей, собирают заявки и проводят открытые аукционы. Вместе с тем сегодня, как говорит Георгий Кузнецов, далеко не все подобные торги проходят гладко — имеют место сговоры и даже намеренные срывы мероприятий. «Доходит до того, что представители одних компаний обращаются к потенциальным покупателям и требуют от них отступных в размере $ 100—150 тыс. В противном случае обещают сорвать аукцион. Что любопытно, чаще всего это им удается — лазейки в нынешнем законодательстве позволяют», — поясняет специалист. В Госкомимуществе заметили, что нередко после объявлений о том, что состоится аукцион, некоторые юридические лица изъявляют желание приобрести предприятия, причем похоже, что сразу все, — на каждое из предложений выбрасывают стандартно отпечатанные заявки, «тираж» которых строго соответствует количеству будущих лотов. Понятно, что впоследствии такие компании намеренно не принимают участия в торгах, которые потом признаются несостоявшимися. Имеют место и сговоры, когда участники целенаправленно отчаянно торгуются, а потом, доведя цену на предприятия до слишком высоких значений, быстро ретируются. Понятно, что впоследствии найти желающих приобретать за такие деньги уже не находится.

«Возможно, несовершенство существующих правил проведения аукционов заключается еще и в том, что величина каждого следующего шага при торгах составляет 5 %, но не от цены первоначального предложения, а от той величины, которая сформировалась после предложения предыдущего. Получается так, что величина таких шагов через какое-то время становится очень уж большой — по 500 млн. и больше. Понятно, что в какой-то момент охотников торговаться становится мало», — поясняет Анна Корниевич.

Сорвать торги — проще простого. Но, как отмечают специалисты Госкомимущества, в настоящий момент планируется внести изменения и дополнения в Указ № 232, в котором подробно прописан механизм проведения приватизационных аукционов. По словам Георгия Кузнецова, для того чтобы все было прозрачно, в проекте указа планируется четко прописать, что участником аукциона является лицо, которое не только подало заявку на покупку акций, но и внесло задаток в размере 10 % от суммы первоначального предложения. Такая норма позволит отделить зерна от плевел: определить конкретных участников аукциона и предотвратить возможный саботаж.

Всем шампанского!

В том, что процесс приватизации в Беларуси будет набирать обороты, никто и не сомневается. В частности, $ 3 млрд. из Антикризисного фонда ЕврАзЭС Минск получил, обязавшись в ближайшие три года провести приватизацию не менее чем на $ 7,5 млрд. Продажи госсобственности от Беларуси добивается и Международный валютный фонд (МВФ). При этом в Госкомимуществе не исключают, что существующий план продажи белорусских предприятий в ближайшее время подвергнется коррекции. В 2012 году будут реализовывать остатки из списка 2011 года — сегодня многие эксперты считают, что продать 149 оставшихся предприятий до конца года вряд ли удастся, несмотря на интенсификацию проведения аукционных торгов. Кроме того, попадут в новый перечень и участники плана приватизации на 2013 год — их будут продавать с опережением сроков. В настоящий момент многие из таких компаний спешно проводят оценки своих активов для определения стартовой стоимости.

Случится в 2012 году и еще одно любопытное событие: недавно белорусское правительство проанонсировало проект «народной приватизации», которая будет проводиться в целях эксперимента. По словам специалистов Госкомимущества, первое народное IPO может состояться уже через 6—7 месяцев. В «пионеры» народного размещения отрядили не самого крупного игрока — у граждан вскоре появится возможность приобрести 25 % акций дополнительной эмиссии ОАО «Минский завод игристых вин». Акции будут продаваться через Белорусскую валютно-фондовую биржу, и сейчас прорабатывается вопрос, как сделать так, чтобы их могли приобретать именно физические, а не юридические лица.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter