Торг - уместен!

Магазины лучше красивых слов рассказывают об уровне жизни как с точки зрения производства, так и потребления товаров.
Магазины лучше красивых слов рассказывают об уровне жизни как с точки зрения производства, так и потребления товаров. На первый взгляд, отечественная торговля держит марку самой динамичной отрасли. Внутренний товарооборот за 10 месяцев вырос почти на 20 процентов. Очевидные дефициты товаров, не считая летнего сахарного бума, канули в Лету. Но так ли все безоблачно на самом деле? На будущей неделе нам предстоит узнать это, как говорится, из первых уст. Отчет перед Президентом собираются держать недавно назначенные министр торговли Александр Куличков и председатель правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов.

Не пытаясь предугадать, о чем пойдет речь, попробуем дать беглый анализ ситуации, исходя из лежащих на поверхности фактов. И начнем с того же товарооборота. Например, где мы чаще всего покупали товар? Оказывается, каждый третий потраченный нами рубль потрачен на рынках. И прирост товарооборота был бы куда пожиже, если бы не эти "зоны свободной торговли". Скажу больше, я слежу за развитием торговли не первый год, и таких хронических убытков и неплатежей наши магазины еще не знали. Вот факты. Каждое третье предприятие Минторга работает нерентабельно. 5,5 тысячи кооперативных магазинов, или 42 процента, имеют среднемесячный оборот ниже 3 миллионов рублей, тогда как минимум безубыточности - 8 миллионов.

В чем же причина? По-видимому, в том, что главный инструмент зарабатывания денег в торговле - надбавки - устанавливается "сверху". На социально значимые товары - молоко, хлеб и мясо - не больше 10 процентов, причем независимо от затрат; на все остальные - до 30 процентов. Система имеет мало общего с общемировой практикой, особенно в продвижении на рынки промышленных товаров. Впрочем, мне могут возразить, что регулирование надбавок родилось не вчера и уже вошло в привычку. Да, но именно сейчас, когда приостановлен маховик инфляции, позволявшей поправлять дела за счет регулярного роста цен, это стало сковывать движение. И предопределило рост долгов предприятий торговли всем и вся. Суммы неоплаченных, но отгруженных месяц-два назад товаров только в системе концерна "Белгоспищепром" составляют 22 миллиарда рублей. Минсельхозпрод, "Беллегпром" заждались не многим меньших сумм.

Сколько ни бываю в магазинах Белкоопсоюза, слышу жалобы завмагов на обязательный ассортиментный перечень. В самом деле, какой пекущийся о собственной прибыли торговец забудет привезти необходимый сельчанину товар? Согласно единому перечню, например, в сельском магазине должны быть в продаже вилы, не копеечные, между прочим, по цене. А если в деревне всего 25 душ и сплошь старики, у которых к тому же вилы давным-давно есть? Потребкооперация все равно везет туда орудие труда и потом продает годами.

Другое дело, что магазины потребкооперации только недавно и только в 14 райцентрах страны получили отдельные расчетные счета. Суть деятельности завмагов раньше сводилась к роли учетчиков заказов населения и получения с баз товара, причем какой привезут. Помню, в командировке беседовала с завмагом небольшого сельского магазинчика, что называется, по душам. "Доколь, - спрашиваю, - в наших деревнях магазины будут культивировать убогость потребления?" Она меня просто-таки ошарашила ответом: "До тех пор, пока я не стану полноценной хозяйкой магазина и не буду самостоятельно закупать товар под покупателя". Кстати, все предприятия, получившие расчетные счета, стали безубыточными.

Торговля без коммерческого интереса и прибыли невозможна в принципе. Между тем доходность предприятий Минторга сегодня - 0,5 процента, у Белкоопсоюза убытки превысили 6 миллиардов рублей. Рынки в райцентрах, заметьте, принадлежащие большей частью потребкооперации, заселяют коммерсанты, потому как собственных средств у собственника только около 9 процентов. Как бы незаметно подрос этот серьезнейший конкурент. По данным статистики, самые крупные инвестиции в стране идут именно в торговлю. Рынки во всех райцентрах разрастаются как на дрожжах. В столице их уже 28, не считая киосков и лотков. Более того, коммерсанты вторглись в святая святых Белкоопсоюза - в деревню. В дни зарплаты на центральных усадьбах колхозов появляются машины с крупой, мукой, хлебом и другими товарами и даже частные лавки на дому. И просто поставить на пути всего этого шлагбаум было бы и неправильно, и бесполезно.

Очевидно, далеко не случайно Президент провел летом "рокировку" первых лиц торговли. Новые за три месяца мало что могли изменить, но наработать потенциал действий, полагаю, сумели. Правда, руководство Белкоопсоюза предпочло не оглашать свои мысли о будущем потребкооперации до встречи с Президентом. А вот министр торговли Александр Куличков считает, что торговые надбавки на социально значимые продтовары следует установить на уровне безубыточности, предельные размеры надбавок на отдельные промтовары, возможно, будут вовсе отменены. С местной "вертикалью" идут переговоры о передаче арендуемых площадей на баланс торговых организаций и оговариваются льготы по местным налогам и арендной плате. Немало для поддержания торговли уже сделано. Например, по постановлению правительства предприятия могут 6 процентов валовых доходов направлять на пополнение оборотных средств, делают дооценку товаров и т.д. Есть у министра А.Куличкова и ряд других перспективных наработок. Все они направлены на то, чтобы и в сельпо, и на рынке, и в городском универмаге торговля пошла более бойко...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter