Какой должна быть торговля? И как здесь навести порядок?

Торг уместен

Когда на рынке появляются крупные игроки, мелким приходится несладко. Этот закон экономики наглядно демонстрирует наша торговля. На месте прежних магазинов у дома теперь обживаются точки известных сетей — процесс идет не только в столице, но и в регионах. Масла в огонь подливают и онлайн-гипермаркеты. Многие работают по всей стране, а за счет объемов могут себе позволить поставить цену ниже, чем, к примеру, районный предприниматель. Плюс обеспечивают доставку — ипэшник и вовсе остается не у дел. Покупателю такой расклад на руку — он получает качественный сервис и низкие цены. Но есть и другая сторона медали: велик риск возникновения монополий. Какой должна быть торговля? И как здесь навести порядок?



СИЛЬНЕЙШИХ ОПРЕДЕЛИТ РЫНОК


Леонид Заико, руководитель Аналитического центра “Стратегия”

Крупные сетевые магазины, или, как их называют, гипермаркеты, появились на Западе. В США прорывом были моллы, со стоянками на 10 000 автомобилей. Еще в 1990-х годах делал в таких покупки. Здание в два этажа, играют бит- и джаз-группы. Студенты-медики сделают вам анализ на холестерин. Но это уже не магазин, а, по сути, коммуникационный центр, цены там оптовые. Рядом в Вильнюсе “Акрополис” — гордость литовцев. Все есть — кино, катки, кафе. Торговля перестала быть унылым посещением точки, где все товары можно перечислить на пальцах.

Создание крупных торговых сетей мы уступили иностранцам. В нашей стране свыше 90% гипермаркетов работают на внешнего собственника. Его доход — до 20% совокупных расходов наших домашних хозяйств. В сумме 25—35 миллиардов долларов в год. Дело выгодное.

Сейчас много внимания уделяется ИП и так далее. Они сгорают, уничтожаются, как класс беспозвоночных. Ленин спорил с ревизионистами-марксистами об устойчивости мелкого товарного производства. “Малые” остались, телепаются.

Иностранные гипермаркеты могут заменить наши бизнесмены, и к этому дело идет. Не создавая ничего, кроме “футляров” для товаров и покупателей — коробки из стекла и бетона желтого, зеленого, оранжевого окраса размером с самолетные ангары, можно получать миллиардные прибыли и радоваться жизни. Ниша привлекательная, но малому бизнесу здесь, увы, место вряд ли найдется.

Об онлайн-магазинах. Они абсолютно объективны, они нужны. Электронная торговля хороша, хотя после запуска крупным сетевиком проекта в Минске по доставке интерес к продуктовому онлайну снизился. Наши люди привыкли к тактильным ощущениям, в этом они правы. Продукты питания — консервативная сфера потребления и покупок.

Конкуренция за “доллар потребителя” ведет к тому, что цены снижаются. Но появляется другая опасность — олигополистический сговор. И это уже есть. В этом и будет заключаться искусство управления регионом.

Из мировой практики давно известно, что экономический эффект дает поощрение конкуренции. Что делать малому бизнесу? Объективно свыше 50% его представителей окажутся не у дел.  Такова логика концентрации торгового капитала. У нас бизнес был в виде “зайцев”, до “слонов” мало кто вырос. Это нормально. Те, кто хочет выжить, могут поступать, как призывал Маркс: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” В синдикаты, союзы, сети, корпорации. Этот процесс — “централизация” капитала. Это и есть цивилизованная дорога. Нужно крутиться, изобретать схемы реализации товаров, совершенствовать методы работы с пенсионерами, открывать свои точки. Бизнесменам нужно не рассчитывать на государство, а самим показать, на что способны.

Начинать надо с выработки стратегии, платформы развития национального торгового капитала. Хотя назвать можно и иначе. Скажем — “Эффективные формы социально ориентированной экономики в торговом кластере страны”.

Скажу прямо и честно. Проблема решается. Достаточно эффективно. Теоретический метод “дилемма заключенного”. За нее, кстати, “Нобеля” получили. Это когда предприниматели понимают, что, для того чтобы выжить, нужно сотрудничать друг с другом.

Такова суть бизнеса. А государство должно заниматься большими проблемами. При таком алгоритме действий “зайцы” могут вырасти до “слонов”.  

ТРАДИЦИИ В НОВОМ ФОРМАТЕ


Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

Торговые сети нашей страны завершили цикл модернизации. Сегодня сформирована современная торговая инфраструктура, освоены передовые технологии доставки, хранения и продажи товаров, достигнуты европейские стандарты оснащения страны торговыми площадями (более 600 квадратных метров на 1 тысячу жителей) и современными платежными технологиями. В сфере торговли занято свыше 700 тысяч человек — это почти 15% трудоспособного населения.

Новые рабочие места преимущественно сформированы сетевыми гипермаркетами и сетевыми магазинами, которые существенно потеснили традиционный торговый бизнес. По данным Белстата, в последние годы доля в товарообороте средних и малых торговых предприятий, а также микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей начала снижаться. Причем чем меньше торговое предприятие, тем больше процент снижения. Если за последние три года доля в товарообороте средних, малых и микропредприятий снизилась в среднем на один процент, то доля ипэшников сократилась более чем на два процента. При этом доля крупных торговых предприятий возросла более чем на 4 процента.

Количество и рыночная сила торговых сетей перешли в новое качество. Возросли риски все большей зависимости товаропроизводителей от оптовой и розничной сетевой торговли и ценового сговора. О недопустимости монополизации внутреннего потребительского рынка крупными магазинами говорил Президент. Он обратил внимание местных властей на то, что наряду с гипер- и супермаркетами должны развиваться небольшие частные, государственные объекты шаговой доступности, а в отношении крупных торговых сетей должны быть приняты социальные обременения. Речь идет о дисконтных картах для пенсионеров, многодетных семей, инвалидов.

И здесь мы приходим к необходимости государственного регулирования сферы торговли, в которой должны мирно ужиться большие, средние и малые форматы торговли. Вектор экспансии сетевиков необходимо сменить на вектор кооперации и сотрудничества разных форматов торговли. Ведь вне зависимости от того, большой это магазин или маленький, покупатель у него один и тот же. Пришла пора конкурировать не за его кошелек, а за его хорошее настроение от удачной и комфортной покупки. При этом высокотехнологичные гипермаркеты должны не только поддерживать существование своих меньших собратьев, но и выполнять роль “сита” и тренера в освоении ими передовых технологий. А вся инфраструктура торговли будет работать как слаженный механизм. Ведь торговая ДНК больших и маленьких одна и та же — привлечь покупателя хорошим товаром, ценой и комфортом покупки. Тогда за большими подтянутся и маленькие, будет создана атмосфера сотрудничества, а не рыночного поедания слабых. Без государственного начала этой задачи не решить.

Конечно, иметь дело с несколькими десятками крупных торговых структур для чиновников удобнее, чем взаимодействовать с массой небольших предприятий. Сети платят больше налогов, и работать с ними проще. Однако оставить без работы сотни тысяч ипэшников означает не только потерять стольких же потенциальных покупателей, но и свести на нет разнообразие форматов торговли.

Например, есть мнение, что нужно сокращать количество вещевых рынков — якобы они представляют собой архаичную форму торговли. Но это взгляд из 1990-х годов. Сегодня в тренде креативная экономика, развитие самозанятости, народные предприятия. Поэтому, на мой взгляд, наоборот, число таких рынков и небольших базаров в микрорайонах нужно планомерно увеличивать на принципах государственно-частного партнерства. Но народные традиции “кірмаша” должны возрождаться уже на новой технологической основе: с отлаженной логистикой, современными холодильниками, пекарнями, цехами по производству кулинарной и кондитерской продукции и так далее.

Такие рынки будут востребованы: растет интерес населения к органическим фермерским продуктам, развиваются ремесленничество и народные промыслы. В порядке эксперимента подобный народный “кірмаш” можно было бы создать на прежнем месте Червенского рынка, объединив усилия государства и предпринимателей. В перспективе такой возрожденный рынок станет и важным туристическим объектом. А значит, будет приносить покупателям больше положительных эмоций, а в казну города — больше доходов, чем просто торговый центр.

Главное — соблюсти баланс между всеми видами и форматами торговли. Это будет выгодно всем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter