Торг платежом красен

В 2013-м товарооборот вырос на 18,4 % вместо плановых 9 %

Пожалуй, прошедший год, как никакой другой, запомнится покупателям своими новинками. Например, неоднократно предоставлялась возможность сэкономить и при этом унести домой больше желаемых вещей благодаря массовым распродажам, акциям и скидкам, в результате чего для торговли год оказался весьма удачным. Ведь, по предварительным данным Минторга, розничный товарооборот превысил Br 229,3 трлн., увеличившись по сравнению с 2012-м на 18,4 % вместо запланированных 9 %. Ничего подобного в ведомстве не припомнят в течение последних 5 лет. Вместе с тем специалисты констатируют: с учетом высокой планки прошлого года в наступившем предстоит напряженно поработать, чтобы увеличить розничный товарооборот на 3 %.

Для повышения эффективности даже придумали рейтинг работы регионов, который ежемесячно обновляется. Он «завязан» на ряде показателей, среди которых — оставленные в кассах магазинов и общепита суммы, объемы оказанных бытовых услуг, прямые иностранные инвестиции, опережающий рост производительности труда над ростом зарплаты, наличие и количество товаров, сделанных в Беларуси. Исполнительнее всех в 2013-м оказались торговые организации Минска, Минской и Гродненской областей.

Первый заместитель министра торговли Артур Карпович отмечает, что покупатели чаще всего голосовали рублем за товары белорусского производства, несмотря на увеличение конкуренции с зарубежными производителями, в том числе и из стран Таможенного союза: «В общем объеме реализации доля наших изготовителей за год увеличилась с 70,9 до 71,7 %, в том числе на процент подросли показатели по продовольственным и непродовольственным товарам — до 83 % и 56 % соответственно. Отчасти это связано с расширением и обновлением ассортимента, выпуском импортозамещающей продукции».

Так, на 2013 год Минторг предложил предприятиям рассмотреть 302 товарные позиции. Выпуск примерно половины из них уже осуществлялся, но в недостаточном количестве и ассортименте, а отдельные параметры или свойства не удовлетворяли полностью потребительский спрос. Оставшаяся часть была сплошь представлена импортом и не имела белорусских аналогов.

При этом в Минторге неоднократно подчеркивали: в каждом деле должен быть разумный подход, и потому принимаемые промышленностью к освоению объемы производства новых товаров должны быть экономически обоснованными. Да и сами новинки должны прийтись по вкусу не только белорусам, но и покупателям за границей. Станет ли импровизированный «сникерс» от «Спартака» всенародно любимым, покажет время. Оно же укажет свое место новым моделям LCD-телевизоров, хлебопечей, аэрогрилей, а также одежды и обуви, сериям декоративной косметики, парфюмерии и другой продукции из 70 освоенных позиций.

Тем временем список на 2014 год состоит из 360 наименований, 25 из них касается работы над продуктами питания. Предварительно предприятия нашли интересными 64 пункта. А значит, совсем скоро на полках магазинов появятся «родное» новое бисквитное печенье, вафельные батончики, шоколадное драже, мягкая карамель, гипоаллергенные детские сухие смеси, из промтоваров — телевизоры LED, одежда, обувь, мыло…

Еще один повод для гордости у ведомства — привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе. В прошлом году при задании в $ 150 млн. в инфраструктуру торговли, бытового обслуживания и общепита, по предварительным оценкам, вложено $ 300 млн. Благодаря этому за 10 месяцев 2013 года появилось более 1 тыс. магазинов, а их общее число превысило 40 тыс. При этом торговая площадь приросла на 175,3 тыс. квадратных метров, более чем до 3,88 млн. «квадратов». Прибавление и в рядах точек питания: открылось 400 ресторанов, кафе, баров, кофеен на 17 тыс. мест. Таким образом, сеть общепита насчитывает более 12,4 тыс. заведений, еще свыше 500 нашли свое место вдоль автотрасс.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter