Торг не только уместен, но и выгоден

Если кто-то с пеной у рта противится полностью прозрачным биржевым сделкам, за этим вполне может стоять сугубо личный интерес

Успешные люди утверждают: деньги крутятся у того, кто вертится. Продавай и покупай там, где наиболее выгодно, удобно. И лучшего механизма для торговли оптом в мировой экономике, чем биржа, пока не придумали. Крупнейшие из них, как Нью-Йоркская, Чикагская, Лондонская и другие, постоянно на слуху. Здесь совершаются тысячи сделок, и представить торговлю товарами, валютой или ценными бумагами без них сегодня просто невозможно. Ведь у рынка один закон – спрос и предложение. Именно по этой логике 12 лет назад и создавалась Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ). Теперь здесь аккредитовано уже 18187 компаний, из них 3769 нерезидентов из 59 стран мира. Как развивалась БУТБ и какие проблемы решает сегодня? Почему до сих пор иногда сталкивается с недоверием или скептицизмом директората предприятий? 


Первые торги прошли в июне 2005 года, а уже по итогам 2006-го в четырех товарных секциях — металлопродукции, лесопродукции, сельхозпродукции, промышленных и потребительских товаров — заключили сделок на триллион 154 миллиарда тогдашних рублей. Благодаря возникающей на торгах конкуренции наши экспортеры получили дополнительно относительно своих начальных цен более 5 миллионов евро. 

Кто из сельхозпроизводителей первым заступил на биржу? Заместитель начальника управления торгов сельхозпродукцией БУТБ Александр Шведов никого четко не выделяет:

— Почти все молочные комбинаты откликнулись и аккредитовались, а биржа сразу показала, чего она стоит. Если говорить конкретно, секция сельхозпродукции начала с проведения экспортных торгов по трем позициям: сухое обезжиренное молоко (СОМ), технический казеин и кожевенное сырье — необработанные шкуры крупного рогатого скота. Тогда реализовали почти 29 тысяч тонн СОМ, 5,4 тысячи тонн казеина и 2,8 тысячи тонн шкур — на 83,3 миллиона долларов. Уже через год количество участников торгов сельхозпродукцией выросло более чем в 10 раз, расширились ассортимент и география экспорта. Если сначала практически все сухое молоко продавалось исключительно в Россию, то уже за первые два месяца 2007 года доля покупателей из зарубежных стран превысила 90 процентов. А конкуренция и многовекторность дали главный результат: существенный рост экспортных цен на сухое молоко и казеин. 

КРОМЕ экспорта, биржа работает и на обеспечение внутреннего рынка. Участвуют как импортеры-нерезиденты, так и наши крупные оптовики, которые продают предприятиям АПК белковое сырье и кормовые добавки. По импорту в большинстве своем торгуют кормовыми добавками и сырьем для наших мясокомбинатов. В основном это мясо птицы механической обвалки и шпик. Например, в 2016 году в рамках выделенной квоты на мясо птицы мехобвалки через биржевые торги прошло 60 процентов от общих объемов. Это говорит о многом. 


Нельзя не согласиться с Александром Шведовым и еще в одном: биржевые торги заметно облегчают жизнь предприятиям по сравнению с теми самыми тендерами. В них, напомним, побеждал тот, кто предлагал при всех иных равных условиях цену ниже. Тот, кто проиграл, может, и рад был бы тут же сыграть на понижение, но нельзя – тендерная процедура закончена. А биржевые торги проходят открыто, каждый из продавцов видит цены своих конкурентов, и во время сессии они складываются с учетом конъюнктуры. При этом механизм биржевых торгов настолько прозрачен, что делает маловероятными сговор и манипулирование ценами. Плюс экономия времени. На торгах можно участвовать в удаленном доступе — через интернет. 

В целом за 9 месяцев года товарооборот на БУТБ достиг 2,2 миллиарда рублей — почти на четверть больше, чем годом ранее. Активны и наши сельхозпроизводители. По большинству ключевых товарных позиций продажи выросли в среднем на 25 процентов — до 426 миллионов рублей, а субъекты хозяйствования получили свыше 11 миллионов рублей дополнительной выручки и экономии.


Суммы приличные, но, прямо скажем, объемы могли и должны быть гораздо больше. Доля биржевого товарного рынка в общем объеме торговли пока еще невелика. В чем проблема? Почему этот чисто рыночный инструмент используется не в полной мере? 

Причин несколько. Одна из них – производители сельхозпродукции ропщут на устанавливаемые специальной госкомиссией индикативные цены, ниже которых продавать товар на бирже нельзя. На первый взгляд, с этим согласиться можно: рыночный механизм несовместим с пусть даже частичным регулированием цен. Но неплохо бы при этом помнить, что более 90 процентов наших молочных и мясных комбинатов – государственные. С немалым, скажем так, социальным бременем, издержки на которое производитель хочешь не хочешь, а учитывает при формировании цены.

КРОМЕ того, скептики биржевой торговли кивают на уже сложившиеся устойчивые связи и отсутствие проблем с реализацией. Даже если упущенная выгода при этом просто колоссальна. Александр Шведов это комментирует так: «Вы продаете товар в одни руки, хотя через биржу это можно продать более эффективно. Если он ликвидный, вы должны быть заинтересованы продавать на конкурсной основе, чтобы иметь возможность выбора в пользу того, кто предложит более высокую цену. Торгуя один на один, добиться этого практически невозможно. И если вы сознательно продаете его исключительно в одни руки и не хотите торговать по более высокой цене, значит, здесь, наверное, какой-то личный интерес». 

И что, разве не прав мой собеседник? Разве это не устоявшаяся уже практика, когда и наши, и российские предприятия предпочитают заключать сделки кулуарно, когда при желании можно найти место для «серых» схем, откатов и сокрытия налогооблагаемой базы? И разве не здесь торчат уши превышающей всякие разумные пределы дебиторки? Совсем не случайно в последнее время правоохранительные органы пристальное внимание уделяют чистоте сделок. Немало было громких задержаний и уголовных дел. Видимо, удобства прозрачной торговли на бирже для некоторых остаются неудобными. 

Нет сомнений, биржевые торги — инструмент рыночный. Если кто-то из наших хозяйственников не умеет или не готов работать с новым инструментом, то это показатель того, что он не готов к вступлению в рынок.

В ТЕМУ

За 9 месяцев заключено 234 тысячи сделок на 2,2 миллиарда рублей, что на 24 процента больше, чем за 9 месяцев прошлого года.

Восходящий тренд — у секции сельхозпродукции. Реализовано более 427 тысяч тонн товаров этой группы на 426 миллионов рублей — на четверть больше, чем годом ранее. Положительная динамика зафиксирована по большинству ключевых товарных позиций: шротов масличных реализовано на 167 миллионов рублей, злаковых и кормовых добавок — на 96 миллионов. Существенно, почти на 90 процентов, выросли поставки мяса на внутренний рынок — более 9 миллионов рублей. Сумма сделок по сливочному маслу увеличилась на 86 процентов, превысив 2 миллиона. 

Вырос экспорт товаров. Активно продавалось сливочное масло  — 3,4 тысячи тонн, на 19 миллионов долларов, и 1,3 тысячи тонн технического казеина, на 7,3 миллиона долларов. Рост в 3 раза.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter