Проверено: лишь в половине магазинов без лишних слов приняли купленный у них товар

Торг на повышенных тонах

Купил вещь, а она вдруг не подошла. По цвету, качеству, размеру. Пиджак никак не сочетается с любимой блузкой, сапоги не подходят к куртке, а модный кофейный сервиз, в «единственном экземпляре завезенный в страну», в магазинчике за углом вдруг оказался идентичным. Причем  вдвое дешевле. 


Не знаю, как вы, а я всегда в таких случаях испытываю неудобство и всячески стараюсь обойтись без неловкой процедуры возврата товара. А зря, утверждают в управлении торговли и услуг Витебского облисполкома. Покупатель имеет полное право в течение 14 дней с момента покупки вернуть вещь, даже если она бесспорно хорошего качества. Правда, существует немаленький список товаров, которые возврату не подлежат. Все ли продавцы знают и соблюдают сегодня закон о правах потребителя? Проверяем это вместе с главным специалистом отдела потребительского рынка Оксаной Романовой.

Первый объект — крупнейший в Витебске торговый центр «Беларусь». Габаритные вещи брать как-то неудобно, ведь некоторое время покупки придется носить с собой. Останавливаемся у роллеты № 151, где продают вязаные шапки и всевозможные шарфы. Оксане Романовой приглянулась болотно-зеленая шапочка с кисточками. Миловидная девушка предлагает к ней  шар­фик-хомутик в тон. За все — 39 рублей. Берем, продавец без каких-либо просьб делает нам небольшую скидку и желает носить с удовольствием.  

Идем дальше. На очереди — фирменный магазин «Витебские ковры». С хозяйской деловитостью подбираем коврик под несуществующий интерьер. Оксана Романова предупреждает: берем только готовые изделия, метражные дорожки и ковры обмену и возврату не подлежат. Останавливаемся на небольшом овальном коврике цвета беж. То, что надо!

Спустя минуту заходим в магазин модной женской одежды «Маркиза». Пока я охраняю коврик, Оксана увлеченно выбирает юбку. Магазин забит товаром. А из покупателей — только мы. Нам помогают человек пять продавцов — их, в отличие от покупателей, почему-то очень много. Третья юбка из общего количества примеренных и вправду хороша. Сидит — как влитая. И цвет в тренде — темно-синий. Покупаем. Одна из продавщиц тут же учит нашего консультанта, как оформлять покупку. Где-то вместе помечают продажу, снимают защитную этикетку, упаковывают… При расчете — проблемы со сдачей. Шутим: как раз повод для скидки. Неохотно, но нам ее дают, вместо 59 рублей платим 58. Есть все… кроме чека. После второго напоминания выписывают копию его, а самого чека нет. Как и кассового аппарата в зоне нашей видимости.

6-(1)()(3).jpg
Раз-два, и готово. Инна ЧУКАНОВА не видит проблем в возврате товара


Что ж, с этими вопросами разберемся позже, а сейчас пришло время возврата купленного. Опять по очереди. Начинаем с «Беларуси».

— Девушка, к сожалению, ваша шапочка не подошла под цвет пальто, — сообщаем в роллете № 151.

— Ничего страшного, сейчас я верну вам деньги, — к нашему изумлению, радушие собеседницы ничуть не уменьшается.

Я почему-то очень рада этому — продавец выдержала экзамен на отлично. 

Раскрываю карты и достаю фотоаппарат. Узнав, что это была контрольная закупка, девушка растерялась и никак не может прийти в себя от волнения. Знакомимся. И теперь изумляемся еще раз. Перед нами — вовсе не молоденькая студентка-стройняшка, подрабатывающая в свободное от работы время, как мы подумали. Оказывается, Татьяна Савина — мать трех дочерей в возрасте 6, 4 и 2 лет! А скоро в многодетной семье появится еще один малыш.

Без проблем и лишних расспросов возвращаем коврик в фирменный магазин. Продавец Татьяна Киселева ведет себя корректно. В обмен на чек тут же выдает деньги, не подошел товар — значит, не подошел. Тоже оценка «отлично». 

Явно не рады были нас увидеть в «Маркизе». Правда, принять товар обратно напрямую не отказались. А вот ответить на вопрос, почему изначально выдали нам копию, а не сам чек, затруднились. Попытались объяснить это тем, что интуитивно якобы чувствуют, собираются покупатели в будущем вернуть купленную вещь или нет. Вот что, мол, было бы, если б чек пробили, а вы юбку обратно принесли: знаете, сколько мороки? Про мороку не знаем, а вот про закон — да. И про то, что кассовый аппарат должен стоять, — тоже. 

Наверное, товары возвращают часто: даже специальное время возврата денег установлено

«Мир сумок» на улице Ленина пестрит разноцветной кожей. Выбираем сумочку под мои сапожки. Сорок с небольшим рублей — самое то. Китайский производитель, но выглядит аксессуар вполне прилично. Выходим на улицу и обнаруживаем: чек-то девушка пробила, а вот отдать его нам… забыла.

— Отсутствие чека не повод для отказа в возврате товара, — объясняет мне Оксана Романова. — Но в этом случае нужно быть готовым к тому, что придется другим способом подтверждать покупку. Например, я как свидетель могу это подтвердить.

Возвращаемся, ссылаясь на то, что при дневном свете сумочка по тону значительно разнится с цветом сапог. Проблем с возвратом нет. За прилавком уже стоит завмаг Светлана Ковалева, которая тут же делает замечание продавцу Елене Рахтылькун за чек, который та забыла отдать. 

А почему бы не проверить аптеку? Тоже торговый объект. Заранее смотрим перечень товаров, не подлежащих возврату: предметы личной гигиены, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (зубные щетки, расчески, бигуди для волос, губки, парики, шиньоны, лезвия для бритья и так далее), лекарственные средства. Вроде все понятно. Покупаем ортопедический пояс. Чтобы подобрать правильный размер, провизор измеряет мою талию рулеткой. Предлагает примерить выбранный вариант. Мне лень раздеваться, и я плачу деньги. Оказалось, что рисковала. Чуть позже провизор объяснила причину, по которой она могла бы отказаться от возврата: по их внутренним документам бандажи и ортопедические изделия относятся к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях. А так как в соответствующем списке товаров, утвержденном постановлением Совмина, нет уточнений на этот счет, оспорить категоричность сотрудницы аптеки сложно.

А вот категоричность продавца «Мраморного барса», где мы час назад приобрели блок розеточный за 6 рублей, — легко. Надежда Рылова откровенно возмущается: «Не видели, что берете?! И не пугайте меня тем, что вы из управления торговли да редакции газеты, мне без разницы! Теперь пишите заявление на имя директора. Зачем? Так положено! Кем положено? По закону!» Как оказалось, «закон» — устное распоряжение хозяйки…  

Теперь предстоит вернуть все контрольные покупки обратно

Следующий адрес — художественный салон-магазин «Ольга». Выбираем подарок мужчине. Больше чем 15 рублей на эти цели потратить не желаем. Мрачный на вид продавец советов не дает. Хотите — берите, хотите — нет! Хотим, а уже через полчаса вдруг расхотели. Так же спокойно и без лишних эмоций сотрудник частного салона забирает кожаную визитницу ручной работы обратно.

Завершаем проверочный шопинг на Смоленском рынке. Что мы еще не покупали? Посуду. Продавец Инна Чуканова советует, что выбрать для презента подруге. Красивая кастрюля-ковшик — отличный подарок. Минут через 20 встречаемся с хозяйкой роллеты снова — мы решили отказаться от ковшика в пользу найденного где-то якобы красивого комплекта постельного белья. Продавщица слегка огорчена, но не столько нашим решением, сколько тем, что в документы для налоговой придется вносить изменения об аннулировании покупки. Просит паспорт, и через пару минут все готово. 

Общее впечатление — закон о правах потребителя в целом соблюдается. Но торговым работникам зачастую не хватает таких качеств, как вежливость и дипломатичность. С учетом всех критериев из восьми проверенных торговых объектов четыре получили твердую десятку. Для сотрудников двух недостаток приветливости в отношении покупателей снизил оценку до восьмерки. Неточное соблюдение правил торговли в магазине «Маркиза» не позволило поставить ему больше пятерки, а что касается «Мраморного барса», то элементарная несдержанность и отсутствие корректности продавца свели на нет все возможные плюсы — слабенькая тройка.

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter