Турция согласилась принимать нелегальных мигрантов, проникнувших в Евросоюз, на собственных условиях

Торг для слабонервных

Турция согласилась принимать нелегальных мигрантов, проникнувших в ЕС, на собственных условиях
Лидеры ЕС получили от Турции неоднозначное предложение, которое озвучил премьер–министр Ахмет Давутоглу в ходе саммита, посвященного проблемам беженцев. Его страна, мол, приняла смелое решение забирать назад всех нелегальных беженцев, которые добрались по морю до греческих островов, в том числе и сирийцев. Но ЕС должен взять на себя ответное обязательство: за каждого нелегала легальным путем переселять к себе одного сирийца, находящегося на территории Турции. Грубо говоря, получается баш на баш — одного выдворяют, а другого тут же напрямую ввозят из Турции в Евросоюз.


Первыми, как водится, возмутились правозащитники, назвав принятую сделку «настоящей торговлей людьми», но Брюссель сегодня малочувствителен к подобной риторике. И с этим можно согласиться. Как говорится, не время драить палубу, когда корабль идет ко дну. Тут проблема в другом. В момент, когда Евросоюз переживает крупнейшую в своей истории уже даже не гуманитарную, а социальную и политическую катастрофу, от самих европейских политиков требуются сильные неординарные решения. И что же они предпринимают? Отдают решение проблемы фактически в руки другого государства. К сожалению, это очень напоминает уже имевшую место в истории капитуляцию Европы и политику умиротворения под диктовку более сильной стороны.

Именно Турция будет определять, кто из мигрантов легальный, а кто нелегальный. Именно она будет решать, сколько ей принять назад и кого ввезти в Евросоюз. Именно эта страна назвала цену вопроса, на которую Брюссель согласился, и будет называть ее в будущем. Короче, Турция продемонстрировала на весь мир, в том числе и на тот третий мир, который рвется в Европу, кто для них является в этом деле главным защитником и покровителем.

Вопрос, между прочим, выходит далеко за пределы миграционной политики. Турецкая сделка, если она состоится, круто изменит геополитические реалии. Премьер–министр Давутоглу решительно потребовал ускорения переговоров о вступлении Турции в Европейский союз. Турецкая Республика настаивает на введении в отношении своих граждан безвизового режима с ЕС уже с конца июня. Далее турецкий премьер заявил о необходимости учреждения зон в Сирии, безопасных для беженцев. Читай — зон, подконтрольных турецкой армии. То, что это неизменно столкнет Евросоюз с Россией, которая принимает активное военное участие в Сирии, Анкару не очень волнует. Она свою четкую стратегию в регионе выбрала давно. И как бы ни относиться к этой стратегии, надо признать, что турки реализуют ее четко и последовательно в соответствии со своими национальными интересами и ценностями.

Я тут не говорю о том, с какой легкостью Турции удалось вдвое увеличить сумму по приему беженцев — с первоначальных 3 до сегодняшних 6 миллиардов. Деньги тут не главное. Главное — с какой легкостью опытному дипломату Давутоглу удалось оставить за бортом все острые вопросы, которыми ему досаждали раньше европейские партнеры. Например, ЕС согласился признать Курдскую рабочую партию террористической. Но непонятна судьба курдских политических представителей, которые выражают свой протест мирным путем. Я думаю, отныне Брюссель будет полагаться в этом вопросе на мнение Анкары.

Довольно сдержанной, отмечает «Немецкая волна», была и критика в адрес Турции в свете недавних нарушений принципов свободы слова — силовых акций по отношению к редакции оппозиционной газеты Zaman. Ахмет Давутоглу четко обозначил позицию правительства: «Свобода слова — эта одна из ценностей турецкого общества. Закрытие газеты было не политическим решением, а сделано по решению суда». И даже если в Европейском союзе существует другое мнение, в настоящее время никто в Брюсселе не готов рисковать достижением главной цели.

Впрочем, заключение договоренностей перенесено на следующую неделю. Якобы есть еще 10 дней для того, чтобы снять все разногласия и вопросы. Например, президент Франции Франсуа Олланд уточнил, что визы будут упразднены только в случае, если Турция выполнит список из 72 критериев. Хотя, судя по тону последних переговоров, критерии сегодня задает Анкара, а не Брюссель.

...Договоренности саммита ЕС — Турция не принесли оптимизма даже его непосредственным участникам. Не дожидаясь его продолжения, Словения в ночь на среду, 9 марта, ввела ограничение на прибытие беженцев в страну. Вслед за ней об аналогичных мерах заявили также Сербия и Македония.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 44 (24926). Четверг, 10 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter