Топовый товар

Соответствует ли плата за высшее образование его качеству?
Соответствует ли плата за высшее образование его качеству?

Прошло 13 лет с тех пор, как в «графе расходов» многих белорусских семей появилась новая статья — «плата за обучение в вузе». Поначалу «платников» было всего 4 тысячи. Сегодня же только в высших учебных заведениях их более 105 тысяч... Образование стало топовым товаром. И хотя родители уже научились изучать «прайс–листы» вузов без содрогания, нет–нет да и споткнется взгляд на цене. И не только потому, что она «кусается».

«Почему мой старший сын платит за обучение 680 у.е. в год, а младшему, чтобы получить ту же специальность, придется выкладывать уже по 800 у.е.?» — недоумевает расстроенная читательница «СБ». Тем же вопросом терзались «платники» и на исходе 90–х, когда ставка в белорусских рублях выросла для них за один только год в 6 раз. Ну хорошо, тогда виной всему была дикая инфляция, а теперь что? Произвол ректората? На самом деле, как выясняется, юношам и девушкам на вуз грех обижаться: средств на их обучение тратится куда больше. «Судите сами: на подготовку специалиста государство расходует сегодня в среднем 1.525 у.е., это заложено в законе о бюджете, — объясняет Лидия Суботская, начальник управления социально–экономического развития Министерства образования. — А средняя стоимость платного обучения в подчиненных нам вузах — 817 у.е. То есть почти вдвое меньше. Цена не берется с потолка — ее четко рассчитывают, исходя из норм, тарифов, расценок, а поднимать ее можно всего на 0,6 — 0,8 процента в месяц. Бывает, ее и снижают. Например, максимальная плата за обучение за три последних года снизилась по отрасли на 28 процентов, а в БГУ — вообще наполовину».

Разница, конечно, чувствуется: отдать за два семестра 3.000 или 1.500 у.е. — столько сегодня стоит в БГУ стать правоведом или «международником». Это самые востребованные и соответственно самые дорогие строки в вузовской табели о рангах. На практике часто получается еще дешевле: отучился год на высокие баллы — скидка 25 процентов, второй — 50, третий — получай знания бесплатно. Но оправдан ли даже такой щадящий «ценник» в стране, где средняя зарплата только подбирается к заветной отметке в 250 долларов?

Наши соседи из ближнего зарубежья, увидев белорусские «прайсы», только бы переглянулись: у них за год студент нередко выкладывает столько, сколько у нас за пять. Но лучший ответ на этот вопрос дают сами же абитуриенты, которые, по словам декана факультета международных отношений БГУ Александра Шарапо, каждое лето со слезами умоляют: «Возьмите на платное!» А оно и так трещит по швам. «У нас ведь на некоторые специальности конкурс доходит до 20 человек на место, — говорит Александр Викторович. — В прошлом году мы были вынуждены 15 человек взять сверх нормы и теперь учим их бесплатно. Если даже при такой цене спрос ажиотажный, что будет, если мы ее пересмотрим?»

Казалось бы, все закономерно: спрос рождает предложение. Родители собирают копейку к копейке, надеются, мечтают, пока не заявляет о своих правах другой рынок — рынок труда. Тут–то и проверяется, что гарантировала квитанция об оплате, — путевку в жизнь или индульгенцию на время экзаменов? Принято думать, что государственные учебные заведения в этом смысле более надежны. Но...

В Минском городском центре занятости на учете стоят выпускники всех без исключения вузов — и государственных, и частных, числится там немало тех же правоведов, экономистов, психологов, переводчиков. А порасспросите профессоров, сколько раз их порой заставляют принимать экзамены у «платного» неуча — 10, 15? Поинтересуйтесь, сколько горе–юристов переквалифицировались в секретарей–референтов, журналистов — в «сетевиков»? Где пылится их диплом, высосавший столько денег из семейного бюджета? Где обещанные знания? «Дело здесь совсем не в форме собственности вуза, — уверена Лариса Черепанова, ректор Женского института ЭНВИЛА. — У нас за 11 лет было 570 выпускниц, и я головой ручаюсь практически за всех. Наш институт — камерный, поток — не более 100 человек, и был момент, когда до 5–го курса дошли по одной из специальностей всего 13 человек, остальных пришлось отчислить за неуспеваемость. Мне говорили: ты с ума сошла, это же нерентабельно! Что же остается — обесценивать свой собственный диплом? Образование, на мой взгляд, — это улица с двусторонним движением. Навстречу преподавателю должен идти студент, который хочет обогатиться знаниями. Мы, образно говоря, можем лошадь только подвести к водопою, а уж пить ей придется самой». Заботится о своей репутации и факультет международных отношений БГУ: года два–три назад здесь без сожаления расставались с 30 — 40 учащимися за семестр.

Похоже, в споре, кто готовит за деньги качественнее, главная реплика все же за студентами. Они, конечно, очень разные. Некоторым голову недосуг оторвать от конспекта, другие после лекций несутся на работу, потому что платят по счетам сами. Но почему–то много и тех, которые жалуются на все подряд — мол, и нудно, и долго, и дорого, лучше бы сам все книжки прочитал, да вот родственники зациклились на дипломе. Если так рассуждать, то белорусскому «платнику» сама отметка о высшем образовании обходится действительно недешево. Но вполне доступна та подлинная образованность, о которой прежде всего мечтают его родители.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter