19-летний парень пошел громить гипермаркет. Как это преступление объясняется с точки зрения психологии?

Топорная агрессия

Валентин Янученя. Работал грузчиком на главпочтамте. В момент происшествия был вменяем, трезв. По месту учебы и работы характеризуется положительно. Согласно заключению психолого-психиатрической экспертизы, парень не представляет опасности для других лиц. О личности обвиняемого известно немного. Трудно поверить, что этот тихий молодой человек, сидящий на скамье подсудимых, прошлым летом устроил погром в брестском гипермаркете. В четверг суд Московского района Бреста под председательством судьи Юрия Мартынюка огласил ему приговор.

Коллаж Олега Попова

Остановили предупредительные выстрелы

Резонансное ЧП случилось в ночь с 16 на 17 августа. В торговый центр юноша проник, разбив топором стеклянные двери. Далее начался погром. Молодой человек повредил витрины и имущество предпринимателей, крупных компаний на сумму свыше 32 тысяч рублей. Угомонили его милиционеры. Им, по словам гособвинителя Ирины Рубановой, юноша угрожал орудием преступления. Сотрудник Департамента охраны подробно вспоминает ту ночь:

— Подъехали. Обвиняемого увидел уже на выходе. Топор он не бросил. Я предполагал, что он может бросить его в меня или напасть. Начал спрашивать: что у него случилось, может, проблемы какие-то возникли. Может, девушка его бросила? Он сказал, что никто его не бросал. Разочаровался в жизни. Я с ним разговаривал, предложил ему бросить топор, но он этого не сделал, а стал наносить удары по стеклу. Подхожу к нему, а он сразу в стойку. Делаю шаг назад, он топор опускает. Говорю ему: «Брось топор, там родители есть: мать, отец. Подумай о них хотя бы. Пока еще хуже дел не натворил».

Призывы успокоиться Валентин проигнорировал. Тогда милиционер, с его слов, хотел напугать парня, сказав, что прострелит ему ноги. Валентин парировал: «Стреляй лучше в голову». Утихомирить его удалось только после предупредительных выстрелов:

— Он остановился как вкопанный… Будто в ступоре. После чего отошел, спиной прижался к стене, присел, топор опустил…

В итоге погромщику инкриминировалось сразу несколько статей: хулиганство, умышленное уничтожение имущества и угроза насилия в отношении сотрудника милиции. Валентин Янученя согласился со всем, кроме последнего. Стоит отметить, что к моменту первого заседания нанесенный юношей ущерб уже был возмещен. Несколько свидетелей — руководители торговых объектов, которые попали под горячую руку, — претензий к Валентину не имели, считая, что он уже наказал сам себя. 

Человек без эмоций 

Вот что рассказали друзья Валентина. Никита охарактеризовал его так: 

— Валик мог сидеть и смотреть в одну точку. Наденет наушники и отойдет в сторону, словно не от мира сего. На вопрос, почему он ходил всегда в наушниках, говорил, что не может находиться в тишине. Он — человек без эмоций. 

Никогда ни на что не жаловался. 

Другой его товарищ Захар отметил, что Валентин был абсолютно неагрессивный:

— Он и мухи не обидит. Мог купить сигарет, надеть наушники и гулять по городу один. И так часа четыре.

Планов на будущее, продолжает Захар, у парня не было. После школы не знал, куда хочет поступать: 

— Он не мог найти себя в жизни. Родители ему предложили в колледж бизнеса и права. Стал там учиться, но рассказывал, что ему не нравится — сложно. Потом решил бросить колледж. Когда бросил, ему предстояло идти в армию. Но он к этому относился спокойно. Родители посоветовали пойти учиться на водителя в ДОСААФ, а Валик не хотел, потому что боялся водить машину. 

О роковом дне Никита вспомнил следующее: 

— Валик вел себя очень пассивно. В основном сидел задумчивый. На наши вопросы, что случилось, отвечал: все нормально. Ни на что не жаловался, никаких идей не высказывал. Потом мы стали играть в карты, он сыграл одну партию и сказал, что больше не хочет. Мы пили пиво, а Валик в основном курил и о чем-то думал. 

Допрос самого Валентина в целях охраны тайны личной жизни проходил в закрытом режиме по ходатайству стороны защиты, поскольку там могли быть озвучены сведения об интимных сторонах жизни обвиняемого. На прениях гос­обвинитель запросила для Валентина Янучени 8 лет колонии усиленного режима. Жизненные трудности, говорит она, не давали ему права совершать подобное:

— Из просмотренных в судебных заседаниях видеозаписей следует, что обвиняемый ну никак не похож на человека подавленного, имеющего груз каких-то жизненных трудностей. Он абсолютно спокоен, расслаблен, слушает музыку в наушниках и даже танцует в процессе повреждения имущества. 

К слову, за 3 дня до случившегося он изучал в интернете информацию по запросу «из чего состоит стекло в гипермаркете» и ролики на тему нападения на людей в минском ТЦ «Европа». Адвокат Валентина Ольга Страпко уверяла, жизни и здоровью людей вред не был причинен, ущерб возмещен. 

В последнем слове Валентин раскаялся в своем поступке, назвав выходку абсолютно неуместной, добавив, что цели покалечить кого-либо у него не было. В итоге суд под председательством судьи Юрия Мартынюка признал молодого человека виновным по статье «хулиганство, умышленное уничтожение и повреждение имущества, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере» и статье «угроза применения насилия в отношении сотрудника милиции». Он приговорен к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима. Приговор не вступил в законную силу и может быть обжалован и опротестован в апелляционном порядке в Брестском областном суде.

В тихом омуте


Преступление, которое совершил Валентин, резонансное, но не единственное в своем роде. Почему молодые люди вот так выплескивают агрессию? В чем корень проблемы и как не допустить трагедии? Об этом мы поговорили с заведующим кафедрой психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета доктором психологических наук, профессором Игорем Фурмановым.

— Игорь Александрович, что может вызвать вот такое поведение? 

— Если человек не выражает свои гнев и агрессию ситуативно, а накапливает их, то, когда они дойдут до критической массы, могут выплескиваться в такие импульсивные действия враждебности. Рассматриваемая ситуация как раз похожа на аффективную вспышку накопленной агрессии и гнева.

— Но молодой человек был по жизни спокоен, говорят его друзья…

— В тихом омуте черти водятся. У нас в школах обращают внимание на активных и открыто агрессивных детей и не замечают таких «тихушников», которые все носят в себе, а потом… У школьных психологов должны быть две группы риска детей, которые могут совершить агрессивные действия насильственного характера. Это дети активные, подвижные, импульсивные и открыто агрессивные, а значит, эту агрессию можно контролировать и наблюдать. Но «тихушники» гораздо хуже, потому что они могут накапливать гнев, окружающие люди не ожидают от них агрессивных действий, поэтому ведут себя с ними не напряженно, а расслабленно. 

— Но этот молодой человек не бросался на людей. 

— Есть разные формы агрессии. Если нападает на человека — это физическая агрессия. Если пошел ночью и разгромил магазин — по классификации это косвенная агрессия, еще ее называют «смещенная агрессия». 

— Где грань перехода косвенной агрессии в прямую?

— Обычно эти способы выражения агрессии закрепляются еще в раннем детстве. Но тут есть многие факты. Если агрессия не персонифицирована, она может вылиться в акт вандализма.

— Почему такое случается с молодыми людьми, выросшими в хороших, благополучных семьях?

— А что такое благополучная семья? Папа — врач, мама — инженер, у них есть машина и дача, ребенок одет и накормлен? Это благополучие с точки зрения наших социальных педагогов. Решающим фактором здесь является сама психологическая атмосфера внутри семьи. Эмоциональные связи между родителями и детьми. Многие вещи. Отношение к агрессии в том числе. Это очень важный момент. Если у ребенка в семье родители не позволяют ему конструктивно выражать агрессию, подавляют ее — мы можем получить этот тип.

— Как вести себя родителям, чтобы вовремя заметить проблемы у ребенка?

— Большинство родителей не знают, где их дети гуляют, с кем дружат, что с ними происходит. Их рефлексия по отношению к детям на нулевом уровне. А если эмоциональную рефлексию возьмем, так многие родители даже не знают, что это. Живут по принципу: тихий ребенок, накормленный, напоенный играет в своей комнате — и слава Богу. Мама смотрит сериал, а папа — футбол. И если ребенок не шумит, не прыгает, не бегает, то это самый лучший ребенок. 

— Надеюсь, такие родители выводы сделают. Но что делать самим подросткам, оказавшимся в ситуации, когда поделиться тревогой не с кем? Куда направить энергию, чтобы не удариться в криминальную крайность?

— Да, интроверт не будет делиться сокровенными мыслями с другими людьми. Пусть идет в спортивный зал. Там, где есть возможность выплеснуть агрессивную энергию. Купит дартс и кидает дротики. Дрова колет, в конце-концов! Какая-то должна быть активность. За компьютером, где сейчас сидит молодежь, она психическая, но не физическая. 

mityakov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter