Топлю печь – и живу потихоньку

Машина с трудом продвигается по белому покрывалу, укрывшему неровную полевую дорогу.

МЫ едем на хутор, где одиноко проживает 86-летняя сельчанка. Идет снег

Машина с трудом продвигается по белому покрывалу, укрывшему неровную полевую дорогу.

— А если серьезно заметет, то здесь, наверное, не проехать, не пройти, — размышляю я вслух.

— Чистят. Правда, не всегда получается сделать это быстро, — поясняет директор территориального центра социального обслуживания населения Берестовицкого района Светлана Волчек.

Зинаида Шарик — последняя из жителей деревни Мижевичи. По ее словам, всю жизнь  проработала в местном хозяйстве. Сначала в полеводстве, а последние четырнадцать лет — дояркой. Имеет немало грамот и медалей. Так получилось, что рано ушел из жизни муж, а за ним и все ее трое детей — два сына и дочь.

— Я привыкла на своем селище. И пока еще на ногах, никуда ехать не хочу, — говорит Зинаида Никитична. — Конечно, тяжело одной. Но почти каждый день заглядывает ко мне социальный работник. Она мне во многом помогает. И купит, что надо, и по дому подсобит. Хотя стараюсь ее сильно не обременять с покупками. Автолавка приходит под самую хату, привозит все, что попрошу. Да и мне веселее, хоть с людьми поговорю.

— А если дорогу заметет? — спрашиваю у нее.

— Бывает и такое. Осенью, когда выпал первый снег, автолавка застряла на дороге. Я увидела, что машина стоит, сама пошла к ней. Потом трактор вызывали, чтобы вытянуть.

Сельхозкооператив свою бывшую труженицу тоже не забывает. Осенью прошлого года привезли 200 килограммов картофеля, несколько бутылок растительного масла, 20 килограммов мяса ко дню рождения. Все это бесплатно.

— И председатель сельсовета у нас очень хороший, дай Бог ему здоровья! Он мне помог колодец отремонтировать. Я на радостях его даже расцеловала. До этого всю прошлую весну воду мне автолавка привозила.

 О былом величии деревни Горбачи сегодня свидетельствуют только сохранившаяся церковь да кладбище рядом с ней. Сейчас в деревне осталось всего семеро пожилых людей.

Заходим в дом к Александре Киячко. Та жалуется на качество хлеба, который купила в автолавке.

— Не всегда он бывает свежим, так же как и молочные продукты, —  говорит      Александра Ивановна.

Увидев у дома соседки машину, в гости заглянула Елена Киячко. У нее свои претензии. Сельчанка недовольна, что в деревне закрыли магазин. Дескать, недавно опоздала к автолавке. Потом, чтобы купить хлеб, пришлось почти два километра идти в соседнюю деревню.

В деревне Меньки также живет менее десятка человек. Мы остановились у дома Любови Гобец. Узнав, с какой целью заглянули к ней «на огонек», хозяйка пригласила присесть, угостила  яблоками из собственного сада.

— Я могла бы уехать к дочери или невестке, но не хочу. Свой порог, словно магнитом притягивает. Пожилому человеку переехать — словно старую яблоню пересадить. На новом месте она не приживется. Я тоже побыла немного в городе и попросила, чтобы отвезли обратно. Не могу там, боюсь, совсем зачахну. В деревне на свежем воздухе себя намного лучше чувствую. Дрова и брикет есть. Топлю печь — и живу потихоньку. Правда, без опеки соцработника пришлось бы туговато. Ни в чем не отказывает и председатель сельсовета. Были в доме проблемы с полом. Позвонила в сельсовет. Привезли доски, отремонтировали, — рассказывает Любовь Михайловна.

— Периодически приезжает в деревню автолавка. Иногда заболею, выйти на улицу не могу. Тогда водитель и продавец приходят прямо в дом, спрашивают, что надо. Приезжает и машина из райбыткомбината.

Как отметил заместитель председателя Берестовицкого райисполкома Сергей Чикун, на 1 января в сельской местности на территории района проживало 3140 пожилых людей, из них — 303 одиноких. На надомном обслуживании в отделении социальной помощи на дому находятся 248 человек, из которых 197 — жители села. Охвачены социальным обслуживанием 56 населенных пунктов. Для оказания социальной помощи в отдаленных населенных пунктах создана специальная мобильная бригада. В нее входят социальные работники, психолог, юрист. Под наблюдением врачей районной больницы находятся 2075 одиноко проживающих и 384 одиноких граждан. Приказом главного врача ежегодно в январе создается постоянно действующая комиссия для проведения комплексных осмотров, утверждается график медосмотров в разрезе терапевтических участков, а также график осмотра нетранспортабельных лиц на дому и проживающих в сельской местности. Ежегодно все одинокие и одиноко проживающие пожилые люди бесплатно прививаются против гриппа. При поступлении сигналов от работников службы социальной защиты, участковых инспекторов милиции о нахождении таких граждан в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, незамедлительно госпитализируются в стационар ЦРБ для обследования и лечения. При необходимости они переводятся в Эйсмонтовскую больницу сестринского ухода, Олекшицкий социальный приют, Макаровский дом-интернат.

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter