Топливо «из ничего» — решение от науки

Грязная вода дает 20 процентов чистой экономии мазута

Грязная вода дает 20 процентов чистой экономии мазута

У этой процедуры с легкой руки шустрых «рационализаторов» такая нездоровая репутация, что, когда заведующий сектором топливных эмульсий Института тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова Национальной академии наук Беларуси Вадим Гиль говорит, что они добавляют в мазут воду, кое-кто картинно кивает: как же, мол, слышали. Тем не менее от кустарных мешалок многочисленных умельцев до созданной учеными модульной установки с запатентованным циклом приготовления топливно-водяных эмульсий дистанция огромного размера.

Бесхитростно закачав с помощью так называемого острого пара воду в топливо, можно получить лишь неустойчивую смесь, которой действительно станет больше, но она не будет гореть эффективно и быстро расслоится. Но если воду разбить на частицы размером в несколько микрон, соблюдая определенное их соотношение, и ввести в топливо, равномерно распределив по объему, то этот «балласт» обретает устойчивость, становится мощным катализатором и добавляет в топку дополнительную порцию кислорода, которого в воде, как известно, в 4 раза больше, чем в воздухе. Таким образом, не потратившись даже на воду, так как технология ориентирована на использование технической воды, которая остается после мытья цистерн и требует очистки перед сбросом, можно экономить до 20 процентов мазута. При этом за счет более быстрого и полного сгорания значительно сокращаются выбросы в атмосферу токсичных веществ.

— В свое время перевод белорусской энергетики с мазута на газ снизил актуальность этой технологии для республики, но в Прибалтике, например, где газ значительно дороже, наши установки пользуются спросом, — говорит Вадим Гиль. — Они очень удобны, так как по габаритам вписываются в типовой контейнер для международных перевозок и не требуют квалифицированного обслуживающего персонала. Мы их изготавливаем на своей производственной базе и на некоторых других предприятиях и отправляем не только в Прибалтику, но и в Россию, а также белорусским потребителям. Стоят они недешево. В зависимости от производительности, комплектации и степени автоматизации — от 100 до 500 тысяч евро. Но окупаются при европейских ценах за 6—8 месяцев, а у нас — чуть дольше. Использовать модифицированное на них топливо можно не только в энергетическом оборудовании, но и, например, в дорожном строительстве для подогрева асфальтобетона, и специалисты отрасли уже высказывают заинтересованность в приобретении таких комплексов.

Во времена, когда вопросы энергоэффективности становятся ключевыми для экономики, эта тема не может остаться «на обочине». Сейчас в НАН Беларуси сформирована госбюджетная программа исследований смесовых топлив, в рамках которой ученые в 2010 году продолжат работу. Ведь с помощью предложенной технологии можно придать новые качества и печному топливу, добиться более высокого содержания биологической составляющей в биодизельном топливе и бензине. Правда, в солярку или бензин добавляется не вода, что было бы смертельно для двигателя, так как физика горения тут другая, а продукты переработки растительного сырья. От равномерного распределения в топливе различных компонентов как раз и зависит эффективность работы мотора, который может снизить уровень вредных выбросов до 70 процентов.

Биодизельное топливо БТ-5, которое продается сегодня на многих заправках, как раз и производится с помощью установок такого типа. Но исследователи планируют расширить производство. Совместно с минскими УП «Агромеханизация» и СООО «БНК групп-инвест» создается опытно-промышленное производство высококачественного смесевого моторного топлива — дизельного и бензина — мощностью 150 тысяч тонн в год на станции Гудогай Островецкого района Гродненской области. На этом объекте, который рассматривается как пилотный проект для широкого использования подобных технологий на территории страны, будут не только производить топливо, но и обкатывать новые научные и инженерные решения.

Широкое внедрение в практику смесевых моторных топлив позволит без больших капитальных затрат снизить примерно на 20 процентов зависимость страны от нефти, улучшить экологию и повысить экспортный потенциал.

Кстати, известное утверждение о том, что производство биотоплива ставит под угрозу выращивание сельхозпродукции на пищевые цели, ученые парируют убедительно. Ведь мировая проблема питания заключается в недостатке в рационе человека белков, а вовсе не жиров и углеводов. Биотопливо же производится как раз из последних двух компонентов. А белковая фракция без проблем выделяется при переработке, и ее можно использовать на пищевые и кормовые цели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter