Тонус узла связи

Галина Терещенко в отрасли почтовой связи уже пятнадцать лет

Тонус узла связи старается обеспечивать Галина Терещенко — руководитель Гомельского филиала РУП «Белпочта», делегат IV Всебелорусского народного собрания

Галина Терещенко в отрасли почтовой связи уже пятнадцать лет, два последних года она возглавляет большой коллектив почтовиков области — здесь трудится более 5 тысяч работников. А еще сегодняшняя собеседница «Р» – депутат Гомельского областного Совета депутатов 26-го созыва, член областного совета ОО «Белорусский союз женщин» и городского клуба деловых женщин. У директора филиала не только творческий, но и научный подход к делу. Галина Терещенко – кандидат технических наук, автор более 17 научных работ, опубликованных в различных изданиях и научных сборниках. С сочетания науки и практики, пожалуй, и начнем беседу.

— Галина Анатольевна, ваша диссертация посвящена исследованию проблематики сферы почтовой связи, точнее, теме моделирования почтовых услуг. В наше время, признаемся, услуги почты трудно себе представить без внедрения в практику современных технологий, автоматизации рабочих мест почтовиков. Насколько далеко зашел этот прогресс в отделениях и узлах почтовой связи Гомельщины?

— Поэтапно, начиная с 2007 года, в регионе проведена автоматизация всех рабочих мест на объектах почтовой связи, они объединены в единую информационно-технологическую сеть отрасли, причем 210 отделений – посредством выделенных каналов связи. Внедрение современных информационных систем позволило нам широко освоить в городах и на селе прием коммунальных и иных платежей от населения по принципу «одного окна». Для удобства расчетов активно внедрялась в прошедшей пятилетке система безналичных платежей: обслуживание с применением считывателей банковских карточек через эйваринг «Белагропромбанка», «Приорбанка» и «Белгазпромбанка» сегодня ведется в 386 из 613 действующих ОПС региона. Конечно же, в связи с этим не могу не сказать, что «визитки» почтовых отделений все органичнее дополняются пунктами коллективного доступа в сеть Интернет (в подразделениях нашего филиала «Белпочты» такие услуги оказываются на 223 рабочих местах) и платежно-справочными терминалами (на начало этого года их функ­ционировало 137). То, что инфокиоски здорово разгружают наших операторов и ими с удовольствием пользуется население, свидетельствует уже такая цифра. Жители области только за минувший год внесли через платежно-справочные терминалы более 3 миллиардов рублей наличных и безналичных платежей. Позитивно принята населением услуга почтовиков «Ускоренная почта». Радикально новой ее не назовешь: действует она не один год. Вместе с тем с осени 2010 года существенно изменена логистика услуги. Если раньше по принципу «сегодня – на завтра» почтовые отправления доставлялись только в определенные перечнем места страны, то теперь их получателями могут быть жители и организации в любой точке Беларуси. Инициативу почтовиков по оперативной доставке отправлений жители Гомельщины оценили положительно, что выразилось в резком скачке обращений людей к этой услуге.

— В 2011-м, объявленном Годом предприимчивости, предполагается всестороннее развитие в стране инициативы и деловой активности граждан и хозяйствующих субъектов. Площадкой для новых свершений почтовиков Гомельщины, безусловно, станут коллективные достижения прошедших года и пятилетки.

— Наиболее значимым достижением в нашей сфере за минувшее пятилетие следует, по-видимому, считать приведение в надлежащее состояние 238 пунктов почтовой связи в агрогородках Гомельщины. И по масштабу выполненных работ, и по значительным финансовым вложениям, направленным на реконструкцию, ремонты и оснащение отделений необходимыми техникой и оборудованием, эти шаги можно считать колоссальным прорывом. Только в 2010 году в агрогородках обустроено 67 объектов почтовой связи, в три раза больше, чем в году предшествующем. Серьезный объем работ по реконструкции зданий и благоустройству территории выполнен и в областном центре – в нашем производственном корпусе по улице Курчатова, крупном ОС-28 по улице Кожара. В обновленных помещениях стали работать почтовики в столице прошедшего в минувшем году праздника белорусской письменности — Хойниках. И, пожалуй, повод для нашей особой гордости – с финансовой помощью Министерства связи и информатизации удалось решить застаревшую проблему: придать современный вид и наполнить аналогичным содержанием капитальное двухэтажное здание отделения связи в горпоселке Тереховка Добрушского района. На создание здесь полноценных, скажу больше, комфортных условий для работы почтовиков и обслуживания населения направлено около 560 миллио­нов рублей. Продолжая разговор о финансах и экономике, отмечу: минувший год был для нашего коллектива непростым в связи с изменившейся методикой расчетов за аренду помещений, соответственно – значительным ростом затрат по этой статье (сегодня более 76 процентов зданий почтовой связи в области расположены на арендуемых площадях). И тем не менее благодаря совместным усилиям членов коллектива все основные прогнозные показатели 2010 года мы смогли обеспечить. Немаловажно, что среди них – и показатель роста заработной платы: она увеличилась к уровню предыдущего года на 124,4 процента. Замечу: прибавка существенная. И работники почты адекватно оценили эту заботу о себе и своих семьях. В конечном итоге это сказалось на объеме полученной выручки (в расчете на работника она одна из самых высоких среди регионов страны) и на сокращении текучести кадров. В этом направлении планируем работать и дальше.

— Полагаю, привлечению доходов, решению других задач в немалой степени поспособствовало и достойное проведение в регионе подписной кампании на первое полугодие текущего года…

— Положительным моментом прошедшей подписной кампании считаю то, что во главу угла был поставлен определяющий показатель – полученные доходы. Это означает, что в подписной период мы обращали особое внимание на качественную сторону подписки. И, отмечу, получили желаемый эффект. Приятно, что среди основных республиканских изданий, которые в результате нашей совместной работы с органами власти и общественными распространителями не только сохранили в первом полугодии 2011 года прежние тиражи, но и обрели сотни новых подписчиков в регионе, – правительственная газета «Рэспублiка»…

— Согласитесь, когда даже в малонаселенном пункте закрывается социальный объект, население воспринимает это как определенное ущемление привычных благ, чаще негативно. Известно, что эта участь постигла в последние годы и некоторые стационарные объекты почтовой связи Гомельщины.

— Чтобы нивелировать такое негативное восприятие и исключить нарекания населения, мы напряженно работаем в вопросе оптимизации сети. Иными словами, нерентабельные стационарные отделения связи стараемся переводить в разряд передвижных. Следуя по маршруту из райцентра, почтовые автомобили с разнообразной почтовой и сопутствующей продукцией делают в пути стоянки в сельских населенных пунктах, особенно малонаселенных. Таким образом сельчанам не только своевременно доставляются письма, газеты и посылки, они могут приобрести здесь все необходимое, сделать почтовые отправления. Выгоды – обоюдные. Во-первых, учитывая средний возраст сельского населения, мы существенно приближаем к нему почтовые услуги. Во-вторых, такая «почта на колесах», обслуживая не одну, а несколько соседних деревень, заметно снижает затраты на содержание объектов связи. Параллельно стремимся увеличивать количество почтовых объектов в городах и крупных сельских населенных пунктах. Признаюсь, это направление дается нам тяжело. Даже при наблюдающихся, особенно в последние годы, огромных масштабах жилищного строи­тельства в Гомеле и некоторых райцентрах области об объектах социальной инфраструктуры архитекторы и застройщики пока заботятся мало. В итоге – действующие почтовые отделения в густонаселенных микрорайо­нах у нас очень перегружены, что вызывает закономерные нарекания горожан. В этих условиях стараемся пополнить количество объектов сети если не за счет вновь открывающихся почтовых отделений, то хотя бы создавая небольшие пункты связи. В минувшем году по два объекта появились в Речице и Мозыре, на очереди – открытие почтового отделения в МЖК «Солнечный» областного центра. В целом же, если говорить об уровне почтового сервиса на селе, здесь мы широко оказываем свои услуги в формате «на селе, как в городе». Ни по техническому оснащению, ни по спектру оказываемых услуг сельские отделения связи на поверку не отличаются от городских.

— Иными словами, вы утверждаете, что социальный стандарт в почтовой связи в области выполняется не только в полном, но и в расширенном объеме…

— При общении с коллегами из стран ближнего зарубежья некоторые из них, узнав об утвержденных главой государства социальных стандартах, удивляются. Но лишь поначалу. Углубившись, как говорится, в тему, начинают искренне завидовать белорусам. Да, поддержание единственной нормы стандарта в почтовой связи – доставка почты шесть раз в неделю в городах и пять в сельской местности – обязывает нас, почтовиков, ко многому. Это и постоянная работа над логистикой, и обеспечение широким ассортиментом почтовой продукции всех населенных пунктов независимо от количества проживающего в них населения. Приходится, образно говоря, крутиться, чтобы искать резервы, экономически просчитывать все шаги по расширению и совершенствованию сети. Действительно, кому, к примеру, нужны газеты, доставленные раз в неделю, когда новости, сообщаемые в них, уже устарели?!

Поэтому для нас, руководителей социальной сферы, подчиненных нам коллективов, социальные стандарты по-прежнему остаются той высокой планкой, к которой, вопреки трудностям, надо постоянно подтягиваться. Они заставляют нас держать себя в хорошей форме, здоровом созидательном тонусе.

— Галина Анатольевна, вы принимали участие в работе IV Всебелорусского народного собрания. Какие впечатления оставил у вас форум и какие главные задачи для коллектива почтовиков региона вы определили, исходя из решений, принятых на нем?

— Свои впечатления от работы форума я разделила бы на три составляющих. Как депутата областного Совета депутатов, меня вдохновила выработанная на съезде главная цель развития страны – «государство для народа», и она по-прежнему остается у нас главным приоритетом. Как руководителя крупного коллектива, работающего в сфере услуг, радует отношение государства к развитию сельских территорий. Для почтовой связи, имеющей около 80 процентов объектов в сельской местности, это, несомненно, найдет отражение и в увеличении объемов оказываемых услуг, и, соответственно, в улучшении благосостояния почтовиков и наших клиентов. Наконец, как женщину, порадовал выработанный курс на поддержку семьи, существенное увеличение пособий по уходу за ребенком. Такая забота государства о матерях, уверена, будет способствовать улучшению демографической ситуации в Беларуси.

Фото: Николай ЖДАНОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter