Тоннели минского метро выведут к новым станциям

Болельщики чемпионата мира по хоккею почувствуют настоящий комфорт от передвижения по столице

Болельщики чемпионата мира по хоккею почувствуют настоящий комфорт от передвижения по столице

Согласовать  и откопать

В среднем на строительство станции метро требуется около пяти лет и очень много бетона, металла, камня и других материалов. “Подземные” технологии нетиповые, запас прочности там выше, чем на рядовых наземных объектах, так что, получается, каждая из станций уникальна. К примеру, в густонаселенных районах в землю давно упрятаны всевозможные коммуникации, которые требуется переложить; на пути метростроевцев нередко стоят дома, которые нужно снести, и в то же время соседствующие со стройкой объекты не должны пострадать от грандиозных земляных работ, то есть требуется масса дополнительных мероприятий.

Вода, кругом вода

Каждая новая станция — это событие не только для Минска, но и страны в целом. В начале мая планируется сдать в эксплуатацию “Малиновку”. Свое название станция получила в память одноименной деревни, некогда существовавшей на месте ее строительства. Историкам данная территория интересна обилием старинных курганов...

“Никаких интересных находок, сенсаций”, — упредили мой вопрос метростроевцы. Но то, что обыденно для тех, кто каждый день спускается под землю, может быть любопытно для обычных горожан. Например, я узнала, что разнородные грунты, на которых стоит столица, часто содержат в себе воду. Как раз при сооружении перегонного тоннеля к станции “Малиновка” специалисты столкнулись с таким обводненным участком. “Согласно проекту вдоль трассы были установлены водопонижающие скважины и мощными насосами круглосуточно откачивалась вода, — рассказал Андрей Позняк. — Однако проведенных мероприятий оказалось недостаточно, и поэтому вышла задержка”.

Трактор на глубине

Найти клад на данном участке метростроевцам и правда не посчастливилось. Однако если вспомнить, что проспект Дзержинского в свое время существенно “нарастили” в высоту и при строительстве станции “Петровщина” на приличной глубине была обнаружена брусчатка некогда проходившей там дороги, то, теоретически, кое-что могло найтись и при возведении “Малиновки”. Но увы! Даже бытового “исторического” мусора не попадалось — только земля и редкие валуны.

В свое время метростроевцам посчастливилось найти между станциями “Борисовский тракт” и “Уручье” кость лесного слона, откопать в 1985 году на Немиге древнее замчище XI века (из-за чего пришлось сместить линию на 40 метров). Случались и опасные находки — при строительстве станции “Институт Культуры” попадались снаряды времен Великой Отечественной войны.

Уже почти полностью смонтировано “сердце” станции “Малиновка” — совмещенная трансформаторная подстанция. Осталось только подсоединить питающие кабели. “Есть трансформаторы весом пять тонн, — делится информацией прораб ЭМУ-11 ОАО “Белэлектромонтаж” Анатолий Кашко. — Чтобы ускорить процесс установки, мы попросили выделить нам трактор с прицепом, который, спущенный на глубину, привозил по тоннелю тяжелое оборудование, которое мы перемещали с помощью специально сконструированных лебедок”. Активную деятельность метрополитена обеспечивают километры кабелей, среди которых есть специальные, огнестойкие (один метр стоит 500 тысяч белорусских рублей). “Через подстанцию по кабельным линиям мы распределяем напряжение в 10 тысяч вольт, которое дает нам город”, — отмечает Анатолий Иосифович.

Последние 70 метров

Сейчас на станции задействовано много различных специалистов: если на одних участках идут земляные работы, то на других уже завершают отделку природным, а также, что примечательно, искусственным камнем. К середине февраля должна быть закончена проходка тоннеля в сторону станции “Малиновка” (осталось около 70 метров), второй, параллельный тоннель уже пройден, в нем уложены временные рельсы. Кстати, прокладка одного метра тоннеля стоит более 20 тысяч долларов. На платформе “Малиновки” монтируется подвесной потолок. Впоследствии цветной сайдинг, освещенный лампами, заиграет яркими красками.

Для того чтобы в мае горожане смогли оценить новую станцию, сегодня метростроевцы задействуют все свои резервы, трудятся без выходных в три смены. Решено привлечь и добровольцев — вспомнить добрую традицию работать сообща на общее благо. “Я работал проходчиком с 1979 года, — вспоминает заместитель главного инженера УП “Минскметрострой” Григорий Александрович Журавлев. — Когда мы сдавали первую линию, вы даже не представляете, как город нам помогал. А тогда строилось семь станций сразу! Здесь требуется много ручной работы: убрать и вынести мусор, почистить рельсы, помыть полы. Ведь для такой работы под землей нет возможности широко привлечь механизмы”.

Нетрудно было в этом убедиться воочию — несколько мужчин лихо орудовали лопатами в котловане. С одним из них, колоритным усатым весельчаком, проходчиком Виктором Устенчуком, мне удалось немного побеседовать.

— В чем заключается ваша каждодневная работа? — поинтересовалась я.

— Сейчас, например, землю ровняем, готовим грунт для последующего залития бетоном. А так выполняем разные работы, например, делаем подготовку, каркас вяжем, заливаем бетон, клеим изоляцию, — многими специальностями надо владеть, которым нас обучают без отрыва от производства.

— В строительстве каких станций уже участвовали?

— “Могилевская”, “Каменная Горка”, “Петровшина”.

Подземный “корабль”

Продолжением “Малиновки” в будущем должна стать станция “Щомыслица”. Только откроется она не в ближайшие годы. Тем не менее проходку сейчас решено сделать за кольцевую автодорогу, чтобы потом, вернувшись, не создавать жителям микрорайона неудобств и не портить здешний пейзаж неприглядным видом стройки.

Сейчас уже организовываются строительные площадки (согласно утвержденной начальной документации) под строительство первой очереди третьей линии метро, куда вошли четыре станции (“Юбилейная площадь”, “Площадь Франтишка Богушевича”, “Вокзальная” и “Ковальская Слобода”), которые должны быть введены в эксплуатацию в 2017 году.

Для строительства третьей линии планируется приобрести дорогой современный тоннелепроходческий механизированный комплекс. Это большое событие, поскольку все имеющиеся у метростроевцев комплексы старые, с малой производительностью, всего 45 метров в месяц. Современный щит способен проходить 300 метров в месяц.

Четвертая линия столичного метро из 13 станций (протяженностью почти 19 километров) пройдет полукольцом по северной части города, через промышленную зону вдоль улицы Долгобродской к микрорайону Чижовка.

Планируется, что Минский метрополитен будет состоять из четырех линий общей протяженностью чуть более 77 километров и насчитывать 58 станций. На форумах поговаривают, что городу не помешает иметь кольцевую линию. Кто знает! Специалисты эту идею прорабатывают.

Секретный тоннель

  • Самая короткая линия метро, протяженностью всего около четырех километров и состоящая из шести станций, находится в итальянском городе Катания.
  • Поражает глубина залегания станций в Пхеньяне — 120 метров. В случае войны они должны служить в качестве бомбоубежищ. Самый глубокий в нашем метро перегон между станциями “Октябрьская” и “Площадь Победы” — до 25 метров, а самый неглубокий (проходя над ним, можно ощутить вибрацию проходящего поезда) — перегон между станциями “Пролетарская” и “Тракторный завод”.
  • Не все знают, что на самом деле “Пролетарская” имеет два выхода. При необходимости мраморную стену с памятником можно убрать и выйти во двор жилого дома. Аналогичная ситуация со вторым выходом на “Борисовском тракте”. А вот на “Спортивной” второй выход отсутствует, но если возникнет необходимость, можно будет провести реконструкцию.
  • Самая распространенная легенда среди минчан о тоннеле, ведущем в засекреченную ветку метро. Действительно, можно заметить, что перед въездом на платформу станции “Октябрьская” тоннель раздваивается — это всего лишь служебный путь для перемещения поездов с одной линии метро на другую.

Кстати

Минский метрополитен в скором времени собирается приобрести около десяти новых составов и обещает сократить временные интервалы между поездами. Скоро электрички  будут прибывать на станцию через каждые минуту 45 секунд!

Безопасность в метро забота не только соответствующих служб, но и самих пассажиров. “Наши форумчане иногда рассказывают о своих “подвигах”. Искренне не понимаю тех, кому мобильный телефон, упавший на пути, дороже собственной жизни, — отмечает участник авторского проекта Minsk-Metro.net Алексей Янковский. — Ведь можно обратиться к дежурной по станции, которая достанет нужную вещь специальными щипцами. На путях есть так называемый третий рельс под напряжением 820 вольт, который можно узнать по желтому защитному коробу (его можно рассмотреть на станции “Первомайская”). Часто те, кто выбирается на поверхность после отчаянной вылазки, на него становятся. А если защитный кожух не выдержит веса и сломается? Правда, пока о случаях, когда людей поражало током, я не слышал”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter