
О грядущих серьезных переменах в лыжном хозяйстве в конце минувшего месяца говорил Президент. И сейчас в этом направлении сделаны уже важные шаги. Разрабатываются предложения по налаживанию производства лыжероллеров и лыжных ботинок. Минский тракторный завод почти готов к выпуску ратраков — специального гусеничного транспорта для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс. Осталось главное — трассы.
На погоду за последние несколько лет представители зимних видов спорта жалуются с завидной регулярностью. Если национальные команды еще могут решить проблему дефицита снега, уже в октябре отправляясь на сборы в Скандинавию или на север России, то молодежи приходится довольствоваться здешними реалиями. В нынешнем году в Беларуси было всего два по-настоящему снежных месяца. В прежние — не набиралось и этого. Тренеры искали выход, пытаясь прокладывать трассы даже по льду замерзших водоемов, но в итоге признавали: на подобных полумерах далеко не уедешь и достойную смену не подготовишь. Исправить картину можно лишь одним способом — созданием круглогодичных лыжных тоннелей.

Первый такой тоннель построен 20 лет назад в финском Вуокатти. Тогда идею финнов, и без того не особенно страдавших от нехватки снега, многие восприняли со скепсисом. Однако проект оказался настолько востребованным, что с тех пор был скопирован и реализован по всему миру. Даже в странах вроде Швеции или Финляндии лыжня под крышей не пустует. Сезон в местных тоннелях продолжается до первых дней лета, а уже в июле здесь начинаются тесты лыж и раскатка спортсменов перед следующей зимой. Трехкратный чемпион Пхенчхана норвежец Йоханнес Клебо и его соотечественник Никлас Дирхауг умудрялись проводить тренировки даже в Арабских Эмиратах. Причем если старичок-тоннель в Вуокатти изначально ориентирован только на спорт, то современные сооружения возможность надеть лыжи посреди июля дают всем желающим, гарантируя при этом достаточно высокий уровень сервиса и комфорта.
В абсолютных цифрах стоимость появления тоннеля с учетом всех систем, обеспечивающих зимний климат круглый год и позволяющих создавать любые кондиции снежного покрова, выглядит, конечно, серьезно. Но директор РЦОП по зимним видам спорта «Раубичи» Андрей Фомочкин, на которого сейчас, по сути, и легла ответственность за появление в стране крытой лыжной трассы, замечает: главная цель возведения подобных объектов все-таки спортивная:
— У Беларуси нет ни огромной массовости занимающихся лыжами, как в Норвегии или России, ни северного климата. Фактически существует лишь одна возможность заявить о себе в лыжных видах спорта: максимально использовать передовые знания и современные технологии. Поэтому мы в первую очередь ожидаем, что появление снежного тоннеля в Беларуси позволит совершить серьезный прорыв в подготовке спортсменов.

Подобных примеров в белорусской истории уже хватает. Самые наглядные — конькобежный и велосипедный овалы в структуре спортивного комплекса «Минск-Арена». Восемь лет назад значительно увеличивавшие стоимость возведения уникального спортивного объекта треки не единожды подвергались критике. Сегодня на них выросло целое поколение молодых спортсменов, многие из которых поднимаются на мировые пьедесталы. Наслушались колкостей в свой адрес и фристайлисты, однако на водный трамплин на улице Сурганова сегодня выходят не только белорусские спортсмены, но и команды всех ближайших стран. Причем не только национальные сборные, но и совсем юные мальчишки и девчонки. Подобной отдачи стоит ждать и от лыжного аналога, но в этом случае, по словам Фомочкина, многое будет зависеть от конструкции и расположения:
— У нас уже есть наметки по проекту и месту размещения. Вероятнее всего, тоннель расположится возле теннисных кортов на въезде в «Раубичи». Там хорошие грунты, есть рельеф (перепад высот порядка 15 метров), который очень важен при подготовке лыжников. Бегать по ровному стадиону не очень интересно. Изначально было предложено четыре варианта размещения трассы. Посовещавшись с тренерами, мы оставили один, учитывающий все особенности подготовки спортсменов. При этом изначально закладываем в проект возможность использования тоннеля всеми желающими.
Визит делегации белорусских специалистов в Финляндию, где они изучали опыт строительства и эксплуатации тоннелей, лишь подтвердил эти предположения. Заместитель по хозяйственной деятельности директора РЦОП «Раубичи» Леонид Карась убедился: популярность крытых лыжных трасс очень велика:
Читайте также
Инфраструктурный вопрос практически со стопроцентной вероятностью появится и при строительстве белорусского тоннеля. Вместимость гостиниц «Раубичей» составляет примерно 400 человек, но при этом в сезон поиск свободных мест может оказаться проблемой. Да и летом желающих тренироваться на местных трассах хватает. Появление же рядом столь масштабного объекта гарантированно увеличит востребованность комплекса. Леонид Карась заверяет: этот вопрос также учитывается:
— В планах — завершение строительства гостиницы. В свое время инвестор начал возведение отеля, но по ряду причин отказался от продолжения. Появление тоннеля наверняка не только реанимирует этот проект, но и станет толчком в развитии всех зимних видов спорта в Беларуси.
komashko@sb.by