В Беларуси с каждым годом растет популярность ремесленничества

Тонкости ручной работы

У нас ныне настоящий ремесленный бум. За последние полтора года число умельцев ручной работы выросло почти вдвое. Сегодня в рядах ремесленников более 17,5 тысячи человек. По сути, несколько крупных предприятий вместе взятых. Что это, модное увлечение, реальный заработок или временное пристанище для тех, кто себя пока не нашел?


Резкий всплеск ремесленной статистики, который был замечен в прошлом году, многие связывали с введением налога на тунеядство. Особенно выделилась столица, где умельцев стало в два раза больше, чем еще год назад. Предположение практиков из области теории: именно так отреагировали те, кого новая норма законодательства застала врасплох. Ведь плата за бездеятельность заметно выше, нежели сбор за регистрацию мастером handmade. Чтобы официально числиться ремесленником, всего–то и нужно — одна базовая величина в год и никакой бумажной отчетности.

Возможно, не обошлось и без этого. Но что явление действительно набирает обороты — факт неоспоримый. Достаточно взглянуть на официальную статистику большего промежутка времени. В 2005 году на всю страну насчитывалось 234 ремесленника. В 2014–м — более 8 тысяч. Эти люди сегодня заметны. Ярмарки, салоны, магазины. Постепенно творчество перемещается в сферу бизнеса. Заработать большие деньги на ручном труде достаточно проблематично. Но многим уже удается за счет искусного ремесла поддержать свой бюджет и семью.

Тем временем местные власти все чаще замечают в творчестве мастеров–одиночек важное общественно полезное начало, протягивая руку помощи. В Гомеле одной из площадок для выхода мастеровой энергии стал городской центр культуры. Его директор Людмила Панина рассказывает, как впервые пересеклась с местными умельцами:

— Пару лет назад прочитали в газете материал о том, что есть в Гомеле круг единомышленников, делающих своими руками замечательные вещи. А вот места для сбора у них нет. Пригласили, предложили создать клуб, предоставили помещение. Теперь работаем вместе. Одно из наших совместных детищ — постоянная выставка–ярмарка изделий ручной работы. Могу сказать, что это очень талантливые люди, многие из которых возрождают исконно белорусские техники, и таким действительно нужна поддержка на местах.


А вот другой пример, который можно каждые выходные наблюдать в центральном парке Гомеля. Известный керамист Павел Гвоздев колдует над самодельным гончарным кругом, а над ним жужжит детвора. Так выглядят уличные мастер–классы Павла Ивановича, которого под свое крыло взял Гомельский дворцово–парковый ансамбль. Ремеслом он занялся не вдруг. За плечами уже 25 лет трудов в народных промыслах:

— В свое время работал в школе, вел студию живописи, занимался с ребятами в комнате школьника. Последние годы полностью посвятил себя гончарству, оборудовал дома мастерскую, смастерил гончарный круг, обзавелся печкой для обжига. Когда дирекция парка предложила делиться своими знаниями, охотно согласился. Глина — это удивительный материал. Это не только возможность делать что–то своими руками, но и очень тесное соприкосновение с национальными корнями, собственной культурой. Такой опыт поколений непременно нужно передавать детям.

Тем временем Белорусская гильдия мастеров и ремесленников, появившаяся в конце прошлого года в Гомеле, образовалась исключительно по воле «низов». Несколько мастеров, до этого встречавшихся на выставках и ярмарках, решили, что пора работать вместе. Зарегистрировали общественное объединение, под началом которого сегодня более 60 творцов из разных областей. У руля гильдии — Светлана Гаврильчик, мастер с высшим архитектурным и юридическим образованием, занимающаяся авторской куклой и дамскими шляпками:


— В какой–то момент стало понятно, что надо объединяться для решения общих проблем. А их сегодня предостаточно. Например, участие мастеров и ремесленников в выставках. Нужен единый законодательный подход при их организации. Скажем, отдавать приоритетные площадки не дешевому привозному ширпотребу, а белорусским умельцам. Опять же предусмотреть систему скидок, возможность для проведения мастер–классов под эгидой именно творческих союзов... Что сегодня происходит? Массовое увлечение handmade сильно бьет по восприятию ценности ручной работы из–за низкого качества изделий, которые нередко предлагаются на ярмарках и выставках. Очень хочется избежать подмены понятий: хобби одного дня и истинное мастерство. Над этим тоже сегодня нужно работать.

Очевидно, что еще недавно в этом деле каждый мастер был сам по себе, зато сегодня явление обретает черты единой общности по духу. А чем больше вовлеченных, тем шире круг вопросов и проблем. Благо власть открыта для диалога. Например, в августе Министерство экономики предложило всем заинтересованным высказать свои идеи и мысли по поводу того, каких изменений требует законодательство в этой сфере. Надо понимать, конечная цель — настроить правовое поле на нужную волну.


Кстати

В декабре 2014 года в Указ № 225, который регулирует ремесленную деятельность, уже вносились изменения и дополнения. Тогда в перечень видов ремесел, например, было включено изготовление мыла. Кроме того, расширился список техник изготовления вязаных изделий (вязание на шаблоне, рамках). Документ также нормативно закрепил право мастеров на безвозмездной основе обучать ремесленной деятельности других лиц. Поправки в указ были подготовлены с учетом предложений во время общественного обсуждения проекта нормативного правового акта и обобщенной практики применения законодательства.

dralukk73@mail.ru

Фото Вячеслава КОЛОМИЙЦА и Руслана ПРОЛЕСКОВСКОГО.

Советская Белоруссия № 169 (25051). Суббота, 3 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter