Почему наши производители вынуждены закупать импортное льноволокно и льняные ткани

Тонкость полотна

Пока манекенщицы Парижа, Милана и Нью-Йорка дефилируют по подиумам в модных в этом сезоне нарядах из льна, аграрии следят за погодой. От того, какой будет весна, зависят сроки посева этой, пусть и капризной, но стратегической культуры. В нашей стране, несмотря на определенные сложности, возрождение льноотрасли продолжается. Правда, качественного волокна по-прежнему не хватает. И хотя по объемам его производства мы входим в тройку мировых лидеров, крупнейший льнокомбинат по-прежнему вынужден закупать импортное сырье. Удастся ли переломить ситуацию в ближайшем будущем?

Секреты северного шелка
Заниматься льном с умом выгодно: половина заводов работают рентабельно.
Фото Александра КУШНЕРА

Сегодня мировой рынок льняных изделий оценивается в 2,2 миллиарда долларов. Доля нашей республики — 3,5 процента. Занять лидерство в этой нише Беларуси, где лен издревле считался национальным символом, сейчас довольно непросто: пальму первенства давно удерживают европейские производители, которые предлагают мировому рынку продукцию самого высочайшего качества. Наши аграрии хоть и любят называть лен поэтическим эпитетом северный шелк, но вынуждены признать: климатические и не только условия пока не позволяют нам получать необходимые объемы длинного волокна. Замминистра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун признает: подвижки в льноводстве есть, это демонстрирует анализ отрасли за последние 10 лет. Однако нужных результатов пока добиться не удалось.

Дело в том, что сама культура довольно сложная. Требует к себе большого внимания, «тепличных» условий, строжайшего соблюдения технологий, использования качественной техники. И далеко не все хозяйства в силу тех или иных причин при выполнении количественных показателей могут обеспечить высокое качество. Особая тема — уборка, на которую приходится 80 процентов всех затрат.

Впрочем, определенные положительные тенденции в отрасли за последнее время наметились. Так, если еще десять лет назад более 70 процентов льносеющих хозяйств работали в убыток, то сейчас ситуация изменилась за счет оптимизации малоэффективных хозяйств. А попросту их ликвидации. Ежегодная выработка льноволокна стабилизировалась на отметке 40 тысяч тонн. Половина этого объема идет на нужды крупнейшего в Европе производителя — Оршанского льнокомбината. Вторая половина уходит на экспорт. Основные рынки сбыта — Китай и Россия.

По оценке начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексея Богданова, экспорт льноволокна последние несколько лет снижается. И это, считает специалист, хорошая тенденция: сырье остается внутри страны и перед переработчиками стоит задача выпустить востребованный товар по самой дорогой цене.

Льняная математика

К сожалению, средний показатель урожайности льноволокна по хозяйствам в прошлом году снизился до уровня 9,2 ц/га. У лучших производителей цифры могут достигать 20 и выше. В отличие от Европы, где в среднем получают 65—70 центнеров с гектара. Именно поэтому там около 70 процентов тканей (более тонких) производят из длинного волокна. У нас же его доля не превышает и одной трети.

Разговариваю с Владимиром Пиванковым, директором «Мстиславльлен». Здесь в прошлом году получили самую высокую урожайность льнотресты среди заводов республики — 47,8 ц/га. Руководитель хвастаться достижениями не привык и об успехах говорит с осторожностью:

— Можно строго соблюдать технологии по всей цепочке: начиная от подбора полей и заканчивая внесением удобрений и химобработкой, но если подводит погода — все труды могут пойти насмарку. Несмотря на это, рентабельность выращивания льна довольно высока: в прошлом сезоне превысила 30 процентов. Здесь все просто: чем больше льнотресты получаешь, тем ниже себестоимость, соответственно, выше рентабельность. Я даже не вспомню, когда у нас были убытки. И выращивание льна, и производство льноволокна сейчас прибыльно. С реализацией, правда, есть некоторые вопросы: еще несколько лет назад мы продавали в «минус», сейчас цены выросли, это радует.

Делятся в Мстиславле и такой математикой. В тресте содержится два основных компонента: первый — это волокно, доля которого составляет порядка 30 процентов и которое извлекается в виде длинного (9 процентов согласно нормативу) и короткого (21 процент). Второй — это костра, на которую приходится 70 процентов содержания в тресте. Волокно поставляется для нужд текстильной промышленности, костра используется для отопления завода и жилого поселка. В среднем здесь ежегодно производят более тысячи тонн льноволокна. На нужды Оршанского льнокомбината (госзаказ) уходит 600 тонн, остальное продают туда, где выгоднее условия. В основном на рынках России, Литвы, Польши.

Французский акцент

Несмотря на то, что белорусское льноволокно в прошлом году экспортировалось в 16 стран мира, наши льнозаводы и хозяйства пока не получают необходимых объемов длинного волокна. Закупка импорта — мера необходимая: она позволяет выпустить внутри страны хороший продукт, который потом можно с успехом продать. Заглядываю в сухие сводки Белстата: в январе этого года импорт льна-сырца, или льна обработанного, по сравнению с январем прошлого года вырос в 4 раза и составил почти 89,5 тонны, льна мятого трепаного мы завезли больше в 130 раз (около 88 тонн). Основные импортеры — Франция и Бельгия. Никуда не делись и завозные льняные ткани: только за первый месяц всеми субъектами хозяйствования их куплено 52,6 тысячи квадратных метров в России, Дании, Литве, Китае и многих других странах.

К слову, в Орше уверены: наши хозяйства и льнозаводы могут производить качественное волокно не хуже импортного. Другой вопрос, что его не хватает: на льнокомбинат поступает в большей массе волокно низких номеров, из которого сложно произвести высококачественный продукт на экспорт. Те же европейцы давно уже научились зарабатывать деньги на швейных предприятиях, которые создают основную добавленную стоимость. А Китай, например, практически отказался от продажи сырья или ткани: здесь предпочитают быть импортером сырья, но экспортером готовой продукции.

Директор компании Deveca Витольд Витеска (Польша) признается — сейчас белорусский лен европейцам знаком:

— Мы закупаем льняную ткань в Орше и под брендом «Оршанский лен» выпускаем и продаем изделия в Польше, Бельгии, Чехии, Англии, Италии. Качество отделки и покраски тканей у вас очень хорошее. А пошив готовой продукции в Польше обходится дешевле. В Бельгию, например, недавно поставили комплекты умягченного постельного белья больших размеров. Продукт хорошо встретили потребители. Что касается цен, то готовые изделия из белорусских тканей получаются дороже примерно на 30 процентов, чем у других производителей.

Так или иначе, свое место на международном рынке белорусский лен завоевал. Другой вопрос, что европейские конкуренты научились зарабатывать на этой культуре совершенно другие деньги, чем мы. Все тонкости этого вопроса пока лежат в области качества. Над ними еще предстоит поработать. И, естественно, камень преткновения — отсутствие законченной кластерной цепочки, которая бы позволила экспортировать не волокно или даже ткани, а брендовую, маржинальную продукцию.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир ГРАКУН, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия:

— Договоренность на поставку Оршанскому льнокомбинату определенного ежемесячного объема льноволокна выполняется. В январе-феврале никаких проблем не было, постараемся закрыть потребности и в марте.

В этом году мы планируем посеять лен на 50 тысячах гектаров, что позволит получить около 180 тысяч тонн качественной тресты. Из нее мы можем произвести 55 тысяч тонн льноволокна. Спросом сегодня пользуется, к слову, и длинное, и короткое волокно: все длинное мы поставляем только на Оршанский льнокомбинат, часть объемов короткого экспортируем. Цена самого низкого номера 2 сейчас превышает 600 долларов за тонну. Поэтому заниматься льном с умом выгодно: половина заводов работает рентабельно.

ЦИФРА

В 2017 году республика экспортировала 21 тысячу тонн продукции из льна в 16 стран мира на 16,2 миллиона долларов.

ПОЗИЦИЯ

Татьяна ВЕЧЕРСКАЯ, начальник отдела по производству льна Минсельхозпрода:

— Производство льноволокна — сложный, трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс. Здесь каждый этап основан на специфической технологии, системе машин и механизмов, требует соответствующих технологических условий, профессионально подготовленных исполнителей. Он длителен по времени и по оборачиваемости средств, вложенных в это производство, а также подвержен влиянию погодных условий и в значительной степени зависит от конъюнктуры рынка.

Поэтому главный залог качества волокна и произведенной из него продукции — это соблюдение технологической дисциплины на всех этапах: возделывание, переработка и производство готовой продукции. Рынок льноволокна узок, и белорусский лен сохранил стабильную позицию в нем. Таким показателем является то, что сегодня наше льноволокно закупает Бельгия, один из лучших производителей льна в Европе. И сегодня перед отраслью стоит задача укрепить свои позиции не только на внутреннем, но и на мировом рынке. А для этого необходимо вырастить хороший лен, загрузить в полном объеме мощности льнозаводов и льнокомбината и произвести качественный продукт.

Поэтому основная цель на ближайшие годы — увеличить объемы производства и повысить качество льноволокна, одновременно снижая его себестоимость. В этом году мы рассчитываем произвести 55 тысяч тонн высококачественного льноволокна. Этот объем позволит в полной мере загрузить «Оршанский льнокомбинат», а также частично реализовать волокно на экспорт.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter