Он усыновил шестерых детей и воспитал их как родных. Почему же после ухода в иной мир ему так и не нашлось места для упокоения

Тонкое дело и бренное тело

Эта история произошла на Гродненщине давно, но до сих пор не отпускает имевшую к ней отношение нотариуса Ирину Савко. Она о том, как мужчина взял в жены вдову с шестью детьми и заменил им отца, но после ухода в мир иной на этой земле ему не нашлось места для упокоения. Могилки у него нет и уже не будет.

Коллаж Виктории Шкарупы.

ДАНО. Неродные отцы появляются по разным причинам. В основном, конечно, в результате разводов. Если в начале прошлого века последние были диковинной редкостью, то сегодня это рядовое событие, ведь каждый второй брак у нас распадается. И тогда начинается «рокировка» детей. В семье N у детей появился отчим в результате трагедии, когда умер родной отец. Николай (имя изменено. — Прим. авт.) завоевал сердце не только матери, но и детей. Скоро они стали звать его папой. В семье царили любовь и уважение. Время шло: дети выросли, выучились, создали семьи… Одно только омрачало жизнь пожилых супругов — неустроенность младшей дочери Натальи (имя изменено). Отец в ней души не чаял, что неудивительно, ведь девочке был всего годик, когда он взял в жены ее мать. Судьба распорядилась так, что старшие дети один за другим со своими семьями перебрались на ПМЖ за границу, младшая же, Наталья, осталась жить с родителями. Впрочем, недолго: сразу после школы она вышла замуж за соседа, и через год в молодой семье родилась девочка. 

Родительский дом, в котором всегда было шумно и царила любовь, погрузился в тишину. В один из осенних дней любимая жена и мать шестерых детей умерла. Старшие дети пытались уговорить отца переехать к ним в другую страну, но мужчина был тверд: он должен быть рядом с могилкой той, кого любил больше жизни. Не уговорив отца, старшие дети выделили младшей сестре Наталье деньги на его содержание и уехали… Каждый день одиночества забирал по каплям силы Николая: скоро тяжело заболел и он. Через две недели лечения в больнице его не стало. 

КООРДИНАТА СОВЕСТИ. Наталья, на которую старшие сестры возложили обязанность присматривать за отцом, повела себя странно. Мало того что она никому из родных не сообщила о смерти близкого человека, но и не стала забирать из больницы тело. О том, что с ним случилось, приехавшие спустя время из-за границы сестры узнали не сразу. 

Вот как одна из сестер позже описывала нотариусу события тех дней:

«О смерти отца мы узнали почти спустя месяц. Интуитивно пошли к могиле своей матери в надежде, что рядом похоронен отец. Но, увы, могилу отца не нашли. Пытались выяснить у младшей сестры, которую просили присмотреть за папой, но попытки ее увидеть и поговорить каждый раз заканчивались безуспешно. 
Спустя время все же узнали, что тело отца Наталья не забирала из больницы. Более того, к нашему ужасу, она сообщила, что продала его мединституту за 70 рублей на опыты!
Можете себе представить, человек взял в жены нашу маму, когда у нее было шесть детей! И для каждого он стал родным, его называли папой! И тут такая черная неблагодарность! И мы понимаем, что тоже виноваты. Доверили родителей непутевой младшей сестре… К слову, она не сказала нам о смерти отца, чтобы успеть оформить на себя наследство и продать дом». 

* * *

Рано или поздно все мы подойдем к черте, за которой кого-то ждет вечность, а кого-то — ничто. В общем, кто во что верит. Но, безусловно, каждый представляет себе, что с ним будет, к примеру, 30 сентября, если он умрет 29-го. Вряд ли Николай Степанович допускал мысль, что не будет даже клочка земли, к которому смогут прийти близкие люди, чтобы помолиться за упокой его души… Что тело после ухода так и не найдет себе пристанище. А дом, в котором он был счастлив, будет продан чужим людям. Старшие дети, узнав о коварстве сестры, решили опротестовать право Натальи на единоличное наследование дома. Рассказывает нотариус Гродненского нотариального округа Ирина Савко:

«Эта история тронула меня до глубины души. Когда сестры пришли ко мне на прием и рассказывали, как все было, я плакала вместе с ними. Не смогла сдержаться от мысли, что любимая дочь так поступила с отцом. Да и по отношению к своим сестрам она тоже была нечестна. 
Оформляя наследство, она не сообщила нотариусу, что есть еще наследники на дом. В итоге суд отменил договор купли-продажи дома и разделил его между всеми детьми.
Самая младшая сестра стала для всех изгоем. Кстати, после случившегося она недолго прожила на этом свете. То ли аморальный образ жизни ее погубил, то ли совесть проснулась и замучила. Думаю, что многим трудно поверить в эту историю, но это не моя выдумка, это жизненная правда. Виноваты все по-своему. Наверное, нельзя было так доверяться младшей сестре. Можно было обратиться к нотариусу и составить, например, договор с условием пожизненного содержания отца, в котором оговорить все моменты содержания. В документе можно оговорить место захоронения и даже какое надгробие необходимо будет установить. Не стоит экономить на нотариусе, ведь последний поможет грамотно изложить волю завещателя, разъяснит все последствия составления завещания и ответит на интересующие вопросы». 

ФАКТОР ВРЕМЕНИ. В этом деликатном деле изменены лишь имена, все остальное — истинная правда. Особенно внимательные читатели удивились сумме в 70 рублей, которую Наталья выручила за продажу тела мединституту. Все просто, речь идет о советских рублях. Да, этой истории более 30 лет, но вряд ли кто-то удивился бы, если бы она произошла сегодня. Увы, человеческая порода во все времена выкидывает такие фортели, что можно только диву даваться. Люди не изменились за три десятка лет, но вот обстоятельства, касающиеся судьбы тела умершего человека, — существенно. Разъясняет адвокат Минской городской коллегии адвокатов Надежда Ковалева:

«Свое тело кому-то завещать за деньги согласно нашему законодательству нельзя. И тем более нельзя это делать наследникам или близким родственникам умершего. С 12 ноября 2001 года в Беларуси действует Закон «О погребении и похоронном деле». В статье 27 оговаривается волеизъявление умершего на этот счет. В соответствии с указанной нормой права гражданин при жизни должен сделать распоряжение о добровольном согласии на передачу после смерти его тела, органов, тканей в организацию здравоохранения или государственному медицинскому учреждению образования для использования в научных исследованиях или образовательном процессе.

Гражданин, желающий оказать такую помощь науке, обращается в организацию, которой желает совершить анатомический дар, и составляет соответствующее распоряжение в письменной форме. Указанное распоряжение гражданин вправе отменить в любой момент без обоснования причин своего решения.

Таким образом, волеизъявление о передаче органов, тела и тканей после смерти организации здравоохранения или государственному медицинскому учреждению должно быть высказано еще при жизни физическим лицом! И, конечно, безвозмездно!»

Если бы ныне существующий закон работал в начале 90-х, то определенно он удержал бы непутевую Наталью от серьезного и тяжкого греха. Но история не имеет сослагательного наклонения. Вероятно, и она, и ее отец должны были пройти этот странный и замысловатый путь.

ТРИВИАЛЬНОСТЬ БЫТИЯ. Всякий знает, что тело бренно, а душа бессмертна. Означает ли это, что к телу после смерти человека можно относиться примерно так, как Наталья, продавшая его на медицинские опыты?

Рассказывает клирик Свято-Духова кафедрального собора города Минска иерей Андрей Ломакин:

«Не станем судить Наталью. Налицо, кажется, меркантильный интерес, однако мы не знаем всех обстоятельств ее поступка. Может, у нее была безвыходная ситуация и ей надо было как-то выживать. Это может быть интересно чисто по-обывательски, но точно не полезно.

Теперь о важном. Конечно, на первом месте душа, она бессмертна. Но тело является храмом нашей души, Святого Духа, и поэтому отношение к нему должно быть благоговейным. Именно в том числе и поэтому православие ратует за погребение. Причем благоговейное погребение с молитвой. Теперь что касается передачи тела после смерти человека для изучения его в научных целях. Сказать, что этого нельзя делать, — неверно. Тело — это Божье творение, но и вместе с тем человеку свойственно исследовать мир Божий, и тело не является исключением. Но это должно совершаться с благоговением. 
Если, исследуя тело умершего, наука больше постигает человека, а потом применяет эти знания для лечения и спасения болящих людей, то ведь это во благо всем. 
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ. Выводить некие умозаключения из этой истории и тем более судить Наталью, перемывать ей косточки, как точно выразился иерей Андрей Ломакин, — не полезно. Пенять на то, что у ее отца после смерти была незавидная судьба, оставившая его без могилки, тоже нельзя. Ведь благодаря поступку или проступку (каждый пусть сам для себя определит) Натальи его бренное тело послужило научным целям. Кто знает, возможно, именно эти исследования позволили совершить прорыв в медицине и спасли жизни многим людям… И тогда обстоятельства этой истории выглядят совсем иначе. Ведь человек при жизни сделал счастливой свою семью, а после ухода еще и ценой своего тела кого-то спас. Поэтому вывод простой: принимайте жизнь такой, какая она есть. 

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter