О защите частной жизни на бытовом уровне

Тонкие грани доверия

Мы законодательно защищены от неправомерного посягательства на сведения о нашей частной жизни. Так–то оно так, только вот в эпоху информационных технологий, буйства соцсетей и активной деятельности мошенников малознакомые люди порой знают о тебе больше, чем ты помнишь. Оградить себя от лишних контактов с посторонними, в том числе с представителями уважаемых организаций, — закономерная, на мой взгляд, защитная реакция. Сталкиваются с ней иногда те, кто искренне хочет помочь гражданину или семье, но в порыве рвения перегибает палку. Может, следует и притормозить, чтобы ненароком не обидеть и не испугать?

Сужу по недавнему примеру. В редакцию позвонил пенсионер из Минска. Он ухаживает за женой, страдающей неизлечимым заболеванием. Юрист из местной поликлиники и прежде регулярно интересовалась, как живется пожилой чете, составляя соответствующие акты — мол, все в порядке, условия содержания пациентки и ее супруга в норме. А недавно юрист позвонила и, помимо прочего, вдруг изъявила желание посмотреть документы на приватизацию квартиры и узнать, как разделено имущество. «При чем тут квартира и наше имущество? — недоумевал наш читатель. — Не слишком ли подробно интересуются посторонние конфиденциальной информацией? Зачем вообще это нужно?» Сразу скажу: с помощью газеты в ситуации быстро удалось разобраться. Выяснилось, что человек действовал из добрых побуждений, но, видимо, перестарался. Перед пенсионером извинились за беспокойство. Но осадочек, наверное, остался. Как и твердое убеждение: даже в благих целях в семейные взаимоотношения не следует вмешиваться, если они не переходят рамки закона.

Очевидно, осторожностью руководствовались лишний раз и многие из 248 жителей Молодечненского района, отказавшиеся в октябре принять участие в пробной переписи населения. Это не так уж и много — всего 1,7%, ведь 14.683 человека согласились. А сколько «отказников» будет в 2019 году, когда перепись будет проводиться в масштабе страны? Открывать двери посторонним люди нынче все чаще не спешат... Кстати, участники акции в Молодечненском районе, как отмечают в Белстате, высказались за использование интернета при проведении грядущей переписи. Пока же отработано два способа работы с населением: использование планшетных компьютеров при посещении на дому и работа стационарных участков. Оба варианта будут актуальны в 2019–м.

К пробной переписи населения организаторы, надо отдать им должное, подготовились ответственно. В адрес каждого из выбранных случайным образом домашних хозяйств была направлена листовка с указанием сроков проведения мероприятия и телефонов для уточнения фамилии переписчика. Хватит ли этого через два года, когда переписчики придут в каждую семью? Или нужны дополнительные гарантии? Если помните, во время предыдущей переписи, в 2009–м, милиция предупреждала: под видом переписчика в дом может проникнуть мошенник. В другое время он способен прикинуться представителем коммунальных или социальных служб. Обманом пытаются попасть к нам в квартиры и предприниматели, от имени «Белэнерго» предлагающие поменять проводку или розетку, под маской представителей жилищных служб убеждающие заняться ремонтом стеклопакетов или под видом сотрудников «Белтелекома» оказывающие «услугу по предотвращению проблем при работе с оптоволоконными сетями». Предварительная обработка «клиента» по телефону — обычное дело. Для убедительности дельцы развешивают на подъездах объявления с требованием предоставить доступ в жилище. А теперь представьте себе, сколько личной информации можно почерпнуть нечистоплотному человеку из чужого компьютера, находящегося в открытом доступе!

Правда, пока нахрапистых деятелей маркетинга далеко не все считают опасными. По крайней мере, на страничке «Мошенники, аферисты, обманщики, жулики в Минске» в соцсети ВКонтакте люди делятся иным опытом: кто–то берет в долг крупные суммы и не отдает, предлагает вступить в долю при осуществлении бизнеса и скрывается в неизвестном направлении, заключает договоры о подключении систем видеонаблюдения в жилых домах и вместо камер подсовывает «пустышки»... Но советы при этом участники интернет–сообщества дают друг другу идентичные: если вами кто–то настойчиво интересуется — давайте отпор!

В условиях подобного прессинга все меньше людей хочет делиться личной информацией не то что с посторонним человеком — с давними соседями. Или с педагогами, которые по долгу классного руководства обходят семьи учащихся. Наладить доверие с теми, кто искренне хочет помочь, и провести четкую грань между ними и циничными пройдохами, считаю, очень даже возможно. Но при строгом соблюдении нескольких правил. Первое — предупреждайте о намерениях. Второе — прежде чем вторгаться в личное пространство, внятно разъясните причину. И третье: если есть возможность решить тот или иной вопрос без болезненных для интервьюера расспросов — не тревожьте людей.

nesterov@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter