Побывали на Барнаульском заводе, где изготавливают колесные диски для белорусских комбайнов

Тонкая работа

В этом огромном цехе в Барнауле сразу видно, куда отправится готовая продукция. Колесные диски черного цвета повезут на тракторный завод в Санкт-Петербург, бежевого — в Ростов-на-Дону, где делают комбайны, а белым предстоит самая долгая дорога — в белорусский Гомель. Я пришел на завод в тот день, когда на конвейере рождались изделия для «Гомсельмаша».

Барнаульский завод механических прессов является единственным в России производителем колесных дисков для тракторов и комбайнов.
СЕРГЕЙ ЗЮЗИН


В промышленности Алтайского края наметилось в прошлом году несколько оптимистичных трендов. Один из них связан с расширением контактов местных предприятий с Беларусью. По подсчетам регионального министерства промышленности и энергетики, с республикой сотрудничают уже два десятка компаний. Среди них можно выделить ООО «Барнаульский завод механических прессов», запустивший в 2021 году производство колесных дисков для тракторов и комбайнов. Предприятие является единственным производителем в России подобной продукции.

— С белорусами мы работаем еще с советских времен, поставляли им прессовое оборудование, — рассказывает Анна Ферапонтова, заместитель директора по маркетингу. — А полтора года назад наш завод заключил с «Гомсельмашем» договор на поставку двух видов колесных дисков. Сначала были пробные партии по 100 штук, белорусам качество понравилось, и начались поставки в промышленных масштабах. На середину февраля, например, мы уже закрыли 90 процентов потребности «Гомсельмаша» на 2023 год в дисках диаметром 32 дюйма (около 7 тысяч изделий в год). Раньше они их покупали в Польше и Турции. Эти диски устанавливаются на комбайнах для передних колес. Для задних колес требуются диски диаметром 24 дюйма. Белорусам мы закрываем 20 процентов от их потребностей — остальные они берут на заводе в Бобруйске.

Сейчас на заводе начали подготовку производства еще двух размеров колесных дисков, которые пригодятся и гомельскому заводу, и петербуржскому. Кроме того, на заводе есть кузница, продукция которой востребована на многих российских предприятиях, а теперь и в Беларуси.

— Гомельчане недавно проводили тендер на поставку трех видов поковок. По двум видам тендер выиграл наш завод. Подготовка к их производству занимает два-три месяца. Будем поставлять их вместе с колесными дисками, тем самым оптимизируя расходы по доставке. Есть планы по сотрудничеству и на отдаленное будущее. Вообще с белорусами работать легко. Добрые, спокойные люди, умеющие держать слово: если что-то пообещают, то обязательно сделают. Того же самого они ждут от партнеров по бизнесу. Хотите увидеть на наше производство?

В цехе колесных дисков действительно есть на что посмотреть. Рождение из обычного прямоугольного стального листа совершенного в своих обводах изделия производит завораживающее впечатление. Вальцовка, роботизированная сварка шва, напоминающая новогодние бенгальские огни, неумолимость давления различных прессов, под напором которых сталь подобно пластилину или глине податливо принимает необходимые конфигурации и обрастает насечками, сращивание диска с ободом, шлифовка поверхностей, грунтовка, сушка, покраска. Последняя операция пока проводится вручную, но скоро будет работать линия автоматизированной покраски.

При этом, обещает руководство завода, сокращения персонала маляров не намечается.

— Народ в цехе работает серьезный и основательный, за плечами многих высшее образование, большой производственный стаж. Такими кадрами не разбрасываются, найдем, что им делать, — уверена Анна Ферапонтова.

К коллегам из Гомеля рабочие завода механических прессов относятся с уважением. Впрочем, такие же эмоции белорусы вызывают и у работников других алтайских предприятий.

— Мы с удовольствием сотрудничаем с белорусскими предприятиями, — говорит Александр Костин, председатель совета директоров ООО «Агроцентр». — С ними, конечно, приходится очень тщательно прорабатывать всю документацию. Но если уж договор заключен, белорусы будут его выполнять на 100 процентов. У их комбайнов есть два преимущества. На 84 процента они состоят из российских комплектующих (чего не скажешь про российские комбайны). И второй плюс: в Беларуси грамотно проработана система защиты качества продукции: с личными клеймами, большим отделом технического контроля и серьезным надзором со стороны госорганов. К тому же белорусы регулярно вносят улучшения в комбайны, каждый год что-то новое.

Когда мы с Анной Сергеевной уходили из цеха, в цехе шла погрузка в огромную фуру белых колесных дисков. Дорога из Барнаула до Гомеля занимает шесть дней.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вячеслав Химочка, министр промышленности и энергетики Алтайского края:

— В наших планах расширения контактов одной из самых перспективных представляется Беларусь. Возможно увеличение объемов поставок колесных дисков, производимых ООО «Барнаульский завод механических прессов», форсунок и топливных систем ООО УК «Алтайский завод прецизионных изделий», а также химической продукции и энергооборудования. Кстати, АЗПИ недавно получил от белорусских коллег предложение о выпуске топливной аппаратуры для ­«БЕЛАЗов». Это очень сложно, но и весьма заманчиво. Барнаульцы вызов приняли. От Барнаула до Минска очень далеко, по трассе 4286 километров. Однако устойчивые партнерские отношения, выстроенные кооперация и торговое сотрудничество нивелируют сложности логистики.

Сергей Зюзин

rg-sergaz@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter