Тонкая работа

Через  пару  лет  белорусские  ювелиры  потеснят  на  рынке  иностранных  конкурентов

Через  пару  лет  белорусские  ювелиры  потеснят  на  рынке  иностранных  конкурентов

На моем безымянном пальце перстень за 10 тысяч долларов. Золотой «болтик» тянет на целое состояние — здесь 20 бриллиантов общим весом 3,2 карата. Ослепительно красиво. Затаив дыхание, девушка-продавец бережно снимает драгоценность, аккуратно протирает салфеткой и возвращает на витрину – пусть дожидается встречи с каким-нибудь миллионером. Этот шедевр ювелирного мастерства я отыскал в одном из магазинов столицы. Удивительно, но в Минске есть спрос на такие дорогие изделия, что говорит о развитости ювелирного рынка Беларуси. 

Драгоценности – товар специфичный. На этом рынке всего несколько серьезных игроков: гомельский завод «Ювелир» со своими магазинами, государственное предприятие «Белювелирторг», три сети частных магазинов и еще несколько фирм. Притом с каждым годом предложение и спрос растут — сегодня в ювелирном бизнесе крутятся сотни миллиардов рублей. 

— Рост интереса к украшениям можно объяснить улучшением жизненного уровня белорусов, — считает Владимир Мирголовский, директор УП «Белювелирторг». – Все больше людей решают для себя, что ювелирные изделия – это не столько роскошь, сколько потребность. В прошлом году выручка от их продажи через сеть наших магазинов превысила 30 миллиардов рублей, что почти на 30 процентов больше, чем в 2005 году. 

У «Белювелирторга» 42 магазина в Минске, областных и других крупных городах республики. Недавно после ремонта преобразился магазин «Чараўнiца» на проспекте Независимости. Ассортимент — более 5 тысяч различных украшений. Помимо белорусской продукции, представлены известные российские и украинские бренды – «Адамас», «Алмаз-холдинг», Красноярский завод цветных металлов, Львовский государственный ювелирный завод, изделия костромских, харьковских, питерских ювелиров. В основном это изделия массового потребления, а 10 процентов украшений — элитные. Вот, например, российские сережки почти за 14 миллионов рублей – белое золото с 75 сапфирами и 34 бриллиантами. Есть ли аналоги из дальнего зарубежья? Увы, пока в магазинах «Белювелирторга» не встретить россыпи бриллиантов ювелирных домов Европы, ставших каноническими в мире роскоши. 

— Если известные европейские компании заинтересуются в нашей помощи, то мы будем только рады. Однако чтобы привлечь их сюда, надо инвестировать немалые средства в материальную базу, — говорит Владимир Мирголовский. — Мы стремимся сделать ассортимент как можно богаче. Сейчас, например, ведем переговоры с итальянскими и израильскими производителями. Но отмечу нюанс: по закону экономики спрос рождает предложение. А потребители сейчас привыкли покупать сравнительно недорогие ювелирные изделия именно белорусского производства. 

Один из давних частных игроков на белорусском рынке ювелирных изделий – ОДО «Белсервисдом». Это известная сеть магазинов «Мономах», которые недавно признаны лучшими в своей номинации по итогам национального конкурса «Выбор года». 

— Пусть белорусский ювелирный рынок по своим масштабам и капиталам не сравним, например, с московским, но зато он более цивилизованный, — считает генеральный директор ОДО «Белсервисдом» Андрей Чайка. – На него допускаются только те участники, которые играют по честным правилам. Перед поступлением в продажу все изделия проходят пробирный надзор Министерства финансов Беларуси и получают клеймо. Поэтому в магазинах нет левых украшений. 

Конечно, налоговая нагрузка велика. Но, по мнению Андрея Николаевича, не это в бизнесе самое сложное. Чтобы продать украшение, надо быть знатоком с тонким вкусом. Только квалифицированные специалисты могут помочь подобрать украшения под внешность и тип характера покупателя. 

— Рынок украшений имеет свои сезоны, — говорит Андрей Чайка. —Как правило, всплески продаж фиксируются под Новый год и к 8 Марта. Летом и в начале осени – повышенный спрос на обручальные кольца. А вот апрель—май – период затишья. В это время магазины объявляют скидки. 

Около 30 процентов всех ювелирных украшений, которые продаются в Беларуси, сделаны на заводе «Ювелир» гомельского производственного объединения «Кристалл». Более 60 процентов – доля России и Украины. Остальные богатства — экспорт из дальнего зарубежья. Тенденция – в последние годы на прилавках возрастает удельный вес белорусских драгоценностей. Ежегодно «Ювелир» производит около 600 новых украшений. За 10 лет работы ассортимент превысил 4,5 тысячи наименований. Для сравнения: Киевский завод ювелирных изделий за свою 80-летнюю историю освоил выпуск только 6 тысяч наименований украшений. 

— Предприятию по силам к 2010 году вдвое увеличить объем производства и потеснить российских и иностранных конкурентов на рынке ювелирных изделий Беларуси, — считает генеральный директор гомельского завода «Ювелир» Анатолий Голисев. — Уже этим летом увеличится коллекция золотых украшений с драгоценными камнями. В фирменных магазинах появятся цепочки и браслеты машинной вязки, изготовленные заводом на итальянском оборудовании. Новое слово будет сказано и в дизайне – в прошлом году завод купил самый современный комплекс трехмерного компьютерного моделирования ювелирных изделий. Есть возможность производить дорогостоящие украшения класса люкс. Как скоро ювелирные шедевры появятся в магазинах? Все зависит от платежеспособности белорусов. 

На снимке: продавец столичного магазина «Чараўнiца» демонстрирует ювелирные изделия. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter