Через пару лет белорусские ювелиры потеснят на рынке иностранных конкурентов
На моем безымянном пальце перстень за 10 тысяч долларов. Золотой «болтик» тянет на целое состояние — здесь 20 бриллиантов общим весом 3,2 карата. Ослепительно красиво. Затаив дыхание, девушка-продавец бережно снимает драгоценность, аккуратно протирает салфеткой и возвращает на витрину – пусть дожидается встречи с каким-нибудь миллионером. Этот шедевр ювелирного мастерства я отыскал в одном из магазинов столицы. Удивительно, но в Минске есть спрос на такие дорогие изделия, что говорит о развитости ювелирного рынка Беларуси.
Драгоценности – товар специфичный. На этом рынке всего несколько серьезных игроков: гомельский завод «Ювелир» со своими магазинами, государственное предприятие «Белювелирторг», три сети частных магазинов и еще несколько фирм. Притом с каждым годом предложение и спрос растут — сегодня в ювелирном бизнесе крутятся сотни миллиардов рублей.
— Рост интереса к украшениям можно объяснить улучшением жизненного уровня белорусов, — считает Владимир Мирголовский, директор УП «Белювелирторг». – Все больше людей решают для себя, что ювелирные изделия – это не столько роскошь, сколько потребность. В прошлом году выручка от их продажи через сеть наших магазинов превысила 30 миллиардов рублей, что почти на 30 процентов больше, чем в 2005 году.
У «Белювелирторга» 42 магазина в Минске, областных и других крупных городах республики. Недавно после ремонта преобразился магазин «Чараўнiца» на проспекте Независимости. Ассортимент — более 5 тысяч различных украшений. Помимо белорусской продукции, представлены известные российские и украинские бренды – «Адамас», «Алмаз-холдинг», Красноярский завод цветных металлов, Львовский государственный ювелирный завод, изделия костромских, харьковских, питерских ювелиров. В основном это изделия массового потребления, а 10 процентов украшений — элитные. Вот, например, российские сережки почти за 14 миллионов рублей – белое золото с 75 сапфирами и 34 бриллиантами. Есть ли аналоги из дальнего зарубежья? Увы, пока в магазинах «Белювелирторга» не встретить россыпи бриллиантов ювелирных домов Европы, ставших каноническими в мире роскоши.
— Если известные европейские компании заинтересуются в нашей помощи, то мы будем только рады. Однако чтобы привлечь их сюда, надо инвестировать немалые средства в материальную базу, — говорит Владимир Мирголовский. — Мы стремимся сделать ассортимент как можно богаче. Сейчас, например, ведем переговоры с итальянскими и израильскими производителями. Но отмечу нюанс: по закону экономики спрос рождает предложение. А потребители сейчас привыкли покупать сравнительно недорогие ювелирные изделия именно белорусского производства.
Один из давних частных игроков на белорусском рынке ювелирных изделий – ОДО «Белсервисдом». Это известная сеть магазинов «Мономах», которые недавно признаны лучшими в своей номинации по итогам национального конкурса «Выбор года».
— Пусть белорусский ювелирный рынок по своим масштабам и капиталам не сравним, например, с московским, но зато он более цивилизованный, — считает генеральный директор ОДО «Белсервисдом» Андрей Чайка. – На него допускаются только те участники, которые играют по честным правилам. Перед поступлением в продажу все изделия проходят пробирный надзор Министерства финансов Беларуси и получают клеймо. Поэтому в магазинах нет левых украшений.
Конечно, налоговая нагрузка велика. Но, по мнению Андрея Николаевича, не это в бизнесе самое сложное. Чтобы продать украшение, надо быть знатоком с тонким вкусом. Только квалифицированные специалисты могут помочь подобрать украшения под внешность и тип характера покупателя.
— Рынок украшений имеет свои сезоны, — говорит Андрей Чайка. —Как правило, всплески продаж фиксируются под Новый год и к 8 Марта. Летом и в начале осени – повышенный спрос на обручальные кольца. А вот апрель—май – период затишья. В это время магазины объявляют скидки.
Около 30 процентов всех ювелирных украшений, которые продаются в Беларуси, сделаны на заводе «Ювелир» гомельского производственного объединения «Кристалл». Более 60 процентов – доля России и Украины. Остальные богатства — экспорт из дальнего зарубежья. Тенденция – в последние годы на прилавках возрастает удельный вес белорусских драгоценностей. Ежегодно «Ювелир» производит около 600 новых украшений. За 10 лет работы ассортимент превысил 4,5 тысячи наименований. Для сравнения: Киевский завод ювелирных изделий за свою 80-летнюю историю освоил выпуск только 6 тысяч наименований украшений.
— Предприятию по силам к 2010 году вдвое увеличить объем производства и потеснить российских и иностранных конкурентов на рынке ювелирных изделий Беларуси, — считает генеральный директор гомельского завода «Ювелир» Анатолий Голисев. — Уже этим летом увеличится коллекция золотых украшений с драгоценными камнями. В фирменных магазинах появятся цепочки и браслеты машинной вязки, изготовленные заводом на итальянском оборудовании. Новое слово будет сказано и в дизайне – в прошлом году завод купил самый современный комплекс трехмерного компьютерного моделирования ювелирных изделий. Есть возможность производить дорогостоящие украшения класса люкс. Как скоро ювелирные шедевры появятся в магазинах? Все зависит от платежеспособности белорусов.
На снимке: продавец столичного магазина «Чараўнiца» демонстрирует ювелирные изделия.