Чем вызваны вспышки агрессии на улицах и что с этим делать?

Особая психология дороги

Один водитель на своем BMW решил «поучить» сразу двух автомобилистов на оживленном проспекте, что едва не привело к аварии. Другой стал молотить битой по машине оппонента. Третий, выскочив на встречную, мог стать причиной гибели целой семьи. Благо автомобиль успел уйти от рокового удара... Ситуации, когда одни на дороге учат жизни других, становятся все более распространенными. В Европе и США давно уже введено понятие «агрессивного вождения». В России его также недавно запретили, введя термин «опасное вождение». Недавно минчане, уставшие от крайне неаккуратных и безответственных маневров отдельных ездоков, тоже стали собирать подписи за введение в законодательство подобного понятия.

Чем вызваны вспышки агрессии на улицах и что с этим делать, в конференц–зале «СБ» обсудили начальник отдела безопасности транспортной деятельности Минтранса Павел БРЕЧКО, замначальника отдела научно–методического и правового обеспечения УГАИ МВД Александр ЗАНИМОН, руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей ОВЧИННИКОВ и психолог Виктор МАЗУРКЕВИЧ, изучающий автотранспортную психологию.

Павел БРЕЧКО.

Александр ЗАНИМОН.

Сергей ОВЧИННИКОВ.
Виктор МАЗУРКЕВИЧ.

С.Овчинников: Понятие «агрессивное вождение» нужно закрепить законодательно, однако вопрос следует изучить со всех сторон. Пока термин слишком размыт. Если говорить, к примеру, о том, что «учитель» разгоняется, опережает, затем намеренно резко тормозит, то это и сейчас может рассматриваться как создание аварийной ситуации. Ответственность за это уже есть. Те, кто достает биты на дороге, могут ответить за хулиганские действия... Поэтому очень важно четко прописать, что следует относить к «агрессивному вождению».

Однако введение такого понятия — это и воспитательный момент: водители будут знать, что их могут наказать, и станут миролюбивее. С другой стороны, оно должно работать только против тех, кто действительно опасен. Допустим, человек ускорился из–за неожиданно выскочившей со двора машины и тем самым избежал ДТП — таких не должны наказывать. Я часто езжу по Европе, и там, если полицейский видит, что водитель создает опасную ситуацию, его накажут. И тут не нужны дополнительные законы: слово полицейского — закон. У нас люди воспринимают подобное иначе.

П.Бречко: Вводить новый термин преждевременно, поскольку определить его достаточно сложно. Нет четкой формулировки, что такое агрессивное вождение, где его пределы? Соответственно и наказание может носить субъективный характер, а это лишь озлобит водителей по отношению к ГАИ.

В.Мазуркевич: У меня другое мнение. Закрепить это понятие следовало давно. В США в ходу термин «дорожная ярость». В России ввели понятие «опасное вождение». И раз уж и наши водители обращают внимание на проблему, значит, она есть. Если опасными можно считать любые неадекватные действия автовладельца на дороге, которые могут привести к аварии, то «агрессивное вождение» можно определить как систематическое нарушение ПДД в грубой, вызывающей форме.

А.Занимон: И что нам это даст?

«СБ»: Поможет дисциплинировать ездоков, чьи грубые маневры могут быть опасны для участников движения, вынуждают других нарушать.

А.Занимон: Давайте обратимся к действующему законодательству. В ПДД есть требование к водителям не создавать препятствий и опасностей для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными, взаимовежливыми, установлен запрет и на резкое торможение, и на создающее препятствие перестроение. Я к тому, что многие ситуации уже оговорены в правилах и Кодексе об административных правонарушениях. Если провести параллели с российскими нововведениями, то в нашем законодательстве уже предусмотрена ответственность за действия, повлекшие создание аварийной обстановки. При этом для наложения взыскания достаточно совершить их один раз, а не последовательно несколько, как предлагают россияне. И наказание достаточно серьезное — до двух лет лишения права управления транспортом.

Нужно действительно определиться, что мы ожидаем от такого нововведения, что будем понимать под агрессивным вождением и как за него наказывать. Авторы сбора подписей предлагают, к примеру, предусмотреть ответственность за умышленное создание водителем опасности. Но КоАП изначально предполагает умышленную форму вины. А если мы говорим о последствиях в виде создания аварийной обстановки, то в этом случае и вовсе речь может идти о неосторожности. Я согласен: если понадобятся дополнительные законодательные меры, их следует принимать. Но пока термин «агрессивное вождение» — скорее психологическое, эмоциональное понятие, которое очень сложно адаптировать к нормам законодательства.

«СБ»: Водители также предлагают увеличить штрафы, сроки возможного лишения прав для «учителей» и заставить их пересдавать теоретический и практический экзамены. Чтобы человек, собираясь поучить других за рулем, понимал, что в итоге сам потратит и деньги, и время.

А.Занимон: То и другое он однозначно потратит и без того — если его накажут. А агрессоры не боятся из–за уверенности в собственной безнаказанности. Да даже если и появится термин «агрессивное вождение», в любом случае важно участие граждан, водителей.

Тем не менее в ПДД будут вноситься определенные изменения. В частности, касающиеся мотоциклистов. Мы инициируем запрет, к примеру, езды на заднем колесе, не держась за руль, стоя, на перевозку пьяных пассажиров и тому подобное. Что касается агрессивного вождения, то здесь все же нужен тщательный анализ ситуации. В МВД, не скрою, этот вопрос обсуждался, запрашивалось мнение государственных органов и различных специалистов по поводу четкого определения термина, возможности обеспечения фиксации таких нарушений, качественного доказывания и установления ответственности. Чтобы при отсутствии видеозаписи и свидетелей не вышло так: инспектор говорит, что нарушение было, а водитель — что нет. В итоге мы имеем только конфликт. Поэтому пока вопрос остается открытым.

«СБ»: Что чаще встречается у отдельных водителей: агрессивность, боязнь езды, отсутствие культуры вождения?

П.Бречко: Я бы сказал — недостаток культуры вождения. Если каждый будет относиться к другому так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, миролюбивых автомобилистов станет больше.

С.Овчинников: Если посмотреть на недавних выпускников автошкол, то здесь прежде всего я вижу знание ПДД и часто страх перед вождением. Если же говорить о езде в целом, то в Европе она более спокойная, размеренная, без напряжения. Машины идут с разрешенной скоростью, включил поворот — тебе уступили, нет никаких резких перестроений. В Беларуси же культура вождения страдает. И еще. Допустим, в Париже, где люди едут 50 километров в час, они меньше останавливаются. В Минске же ты не успел разогнаться до 80 км/час, как нужно останавливаться, в итоге нервозности больше. При этом средняя скорость у них и у нас одинаковая. Кстати, даже в Москве перестроиться проще, чем в Минске. Россияне не понимают, как у нас, где автомобили буквально ползают по городу, можно попасть в аварию.

Еще лично меня в Европе удивили пешеходные переходы: человек не выйдет на дорогу, не убедившись в отсутствии машин. А у нас? Выбегают не глядя, считая, что им все должны уступать. Если бы европейские водители в Беларуси ездили как у себя, сбили бы не одного пешехода. Поэтому последних тоже нужно воспитывать. Еще такой момент: я бы не требовал от автомобилистов при повороте направо ждать, пока человек перейдет всю проезжую часть. Какой смысл стоять, создавая очередь из автомобилей? В Европе так: пропустил людей — можешь ехать. Просто такие вещи не добавляют безопасности, только нервозности...

В.Мазуркевич: С нехваткой культуры вождения на дорогах сталкиваешься постоянно. И прививать ее надо в автошколе, а этого не делают. Многие курсанты даже не знают, что в программе обучения есть четыре часа по основам психофизиологии труда водителей, еще четыре — по этике их поведения. Занятия по этим темам не проводятся. Причем проблема идет от формулировки в ГОСТе на подготовку и переподготовку водителей. Здесь сказано, что теоретические, практические занятия по предмету «Основы управления транспортным средством и безопасность движения» должны проводиться преподавателями с высшим или средним специальным техническим образованием. Темы «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля» входят в этот предмет. О том, что по данным темам занятия должны вестись именно психологами, нет ни слова.

К сожалению, ныне действующая программа не учитывает некоторых аспектов, влияющих на качество обучения водителей. И в первую очередь это касается их психологической подготовки. В то время, когда без серьезной работы психолога со спортсменами невозможно представить победу команды на соревнованиях серьезного уровня, когда психологи работают с космонавтами и летчиками, даже с моделями и парикмахерами, люди, обучающиеся и обучающие вождению автомобиля — источника повышенной опасности, — остаются без психологической помощи.


П.Бречко: Во–первых, согласно СТБ допускается проведение занятий по предметам «Правила дорожного движения», «Правовые основы дорожного движения», а также «Основы управления транспортным средством и безопасность движения», в котором рассматриваются вопросы по основам психофизиологии труда водителя и этики поведения водителя, преподавателями с высшим юридическим и педагогическим образованием. При этом педагоги проходят курс обучения по психологии, все без исключения преподаватели автошкол раз в пять лет должны повышать свою квалификацию. Во–вторых, темы, о которых вы говорите, есть в наших программах и должны изучаться. За конкретную автошколу я вам сейчас не отвечу и даже допускаю, что где–то есть нарушения. Но журналы учета занятий, в том числе и по этим темам, на местах ведутся.

В.Мазуркевич: Психологи могли бы проводить занятия в форме обучающего тренинга, настраивая будущего автомобилиста на спокойное, безопасное, культурное вождение.

П.Бречко: В стране около 450 автошкол. Где взять столько психологов? Да еще и на периферии? К тому же это дополнительные траты для самих автошкол.

В.Мазуркевич: Ежегодно примерно столько же, если не больше, выпускают наши вузы. Плюс уже работающие психологи. Что мешает провести с ними дополнительный курс? Не думаю, что люди откажутся от подработки. Однако они должны быть уверены в том, что, пройдя обучение, получат работу.

П.Бречко: Что же мешает им устраиваться в автошколы сейчас?

В.Мазуркевич: Во–первых, ГОСТ, где этот нюанс не предусмотрен. Во–вторых, автошколы не будут отбирать часы у одного преподавателя для передачи их другому, даже если сейчас эти занятия проводятся только на бумаге. Зачем директору лишние конфликты? Без изменений в программе психологи будут только тщетно обивать пороги. Мы ведь с вами говорим о важном — безопасности на дороге, сохранении жизней, здоровья, свободы. Согласитесь: если человек спокоен, уравновешен, умеет правильно реагировать на различные ситуации, шансов угодить в ДТП из–за человеческого фактора меньше.

П.Бречко: В перспективе Минтранс совместно с другими органами госуправления планирует создать такую систему, которая бы позволила за плохую подготовку водителей лишать или приостанавливать сертификаты соответствия. Система предполагает перечень требований, не выдерживая которые автошколе придется уйти с рынка оказания данных услуг.

А.Занимон: Разумеется, культуру вождения надо повышать. И автошколы должны уделять этому больше внимания. Однако если человек агрессор и хам по жизни, вряд ли автошкольный психолог исправит его за 8 часов. Все это должно прививаться в обществе в целом. В семье, детсаду, школе, трудовом коллективе...

С.Овчинников: Когда водитель только начинает ездить, он сам всего боится, и агрессии у него нет. Она приходит, скажем так, с опытом. Сначала появляется уверенность, затем самоуверенность — и вот человек уже чувствует себя асом. В автошколах я бы обращал внимание курсантов на то, что рядом будет ехать обычный человек, которого дома ждет семья. Что на трассе должно быть то же взаимовежливое отношение, общение, как и в обычной жизни. Надо ли больше внимания уделять психологической подготовке? Надо. Кстати, мы как раз в скором времени планируем проводить курс психологической адаптации к вождению для начинающих автомобилистов. Еще один курс будет рассчитан на тех, кто прав еще не имеет, но собирается их получить.

«СБ»: Может, дело в том, что будущие водители не только боязливы или агрессивны, но и недоучены? И одна из главных бед в том, что их не учат думать за рулем?

С.Овчинников: Это действительно проблема. И идет она от инструктора, который постоянно подсказывает, что делать: «Включай поворот, тормози, стой...» После автошколы мы зачастую получаем человека, бездумно выполняющего команды. Представляете его стресс и неуверенность, когда начинается самостоятельная езда? На это, разумеется, следует обращать внимание. В Англии, допустим, есть курсы, помогающие новичкам привыкнуть к машине, движению. Такая помощь должна быть.

П.Бречко: Здесь многое зависит от преподавателей. Один действительно подготовит думающего автомобилиста, другой просто натаскивает его на сдачу в ГАИ.

«СБ»: Вот мы говорим об агрессии водителей, автошколах, однако порой само устройство улично–дорожной сети заставляет нервничать и вести себя агрессивно.

С.Овчинников: Сложно не согласиться. Если дорога плохо размечена, знаки прячутся за деревьями и непонятно, куда ехать, это явно напряжение не снимает. Или взять участки дорог, на которых аварийность заложена уже при проектировании. Для примера: достаточно сложный выезд из микрорайона Уручье (если ехать в Минск со стороны Московского шоссе), поскольку с одной стороны идет съезд направо на кольцевую дорогу, с другой стороны справа в город выезжают спальные районы. 

А.Занимон: Организацию дорожного движения можно совершенствовать до бесконечности. И мы идем в этом направлении. Но не будем забывать, что некоторые вопросы следует адресовать владельцу дорог.

П.Бречко: Если владелец автодороги видит участок концентрации ДТП, он разрабатывает мероприятия для сведения негативных последствий к минимуму. При этом согласно законодательству разработка схем размещения технических средств организации дорожного движения, внесение в них изменений в связи с изменившимися условиями дорожного движения осуществляются по согласованию с Госавтоинспекцией.

А.Занимон: Да, ГАИ контролирует вопросы организации дорожного движения, но верховенство в этом вопросе должно быть у владельца дороги, который отвечает за ее проектирование, строительство, содержание и организацию дорожного движения, включающую установку знаков и прочих элементов. А этому еще должно предшествовать изучение интенсивности движения, аварийно–опасных участков, анализ ситуации до строительства или реконструкции дороги и ее прогнозирование после их завершения и многое другое...

«СБ»: Подводя итог нашей беседе, давайте кратко обозначим, как все же избавить наши дороги от агрессии и «учительства»?

П.Бречко: Со своей стороны могу обещать, что Минтранс будет совершенствовать схему подготовки преподавателей, мастеров и будущих водителей. Что касается агрессивного вождения, это все же вопрос не одного дня. Пока можно говорить о водительской этике, которую следует прививать в том числе в автошколах. Вопрос о том, чтобы часы по психологии и этике преподавали узкие специалисты, вопрос корректировки стандартов мы дополнительно изучим и обсудим.

В.Мазуркевич: Я считаю, что пока психологическая подготовка автомобилистов не будет выделена отдельным предметом, ситуация не изменится. Все же психологией должны заниматься психологи. Я со своей стороны могу провести с этими специалистами обучающие семинары, передать свои наработки. Введение термина «агрессивное вождение» считаю необходимым. Если водители говорят об этом, значит, проблема назрела.

С.Овчинников: Если человек не желает быть миролюбивым на дороге, то этого следует добиваться неотвратимостью наказания. Поэтому я тоже за закрепление термина. При этом надо четко прописать, что следует под ним понимать. Кстати, в Германии, если один автовладелец ведет себя агрессивно, другой сообщает об этом в полицию. Такая вот гражданская позиция.

А.Занимон: Разумеется, нужно повышать культуру вождения граждан, уделять этому больше внимания в автошколах. Нужно в целом повышать качество подготовки водителей, качество преподавания. Возможно, Виктор Степанович прав и действительно нужен отдельный предмет по психологии, инновационные подходы. Продление автошколам сертификатов нужно ставить в зависимость от того, какое количество учащихся сдает экзамен, сколько из сдавших потом привлекаются за нарушения. К злостным же нарушителям у нас подход жесткий. Закрепление термина «агрессивное вождение» невозможно без проведения серьезной аналитической и подготовительной работы. Если мы увидим, что здесь необходимы ужесточения, они будут нами инициированы.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 176 (25058). Среда, 14 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter