Тонкая пластика проездного

В мае транспорт Минска перейдет на новый вид оплаты проезда

В мае пассажирский транспорт Минска перейдет на новую систему оплаты проезда. Как это будет работать? 

В трамваях только и разговоров, что про новенькие электронные компостеры и валидаторы. Обращаться с первыми минчане уже научились, а вот вторые пока вызывают нескрываемое любопытство. Особенно у пассажиров старшего поколения… Тем временем новое оборудование потихоньку появляется в салонах троллейбусов и автобусов. Ждать недолго: новая система оплаты проезда полностью заработает с мая. 

 — К концу декабря мы оборудовали все 135 трамваев бортовыми компьютерами, электронными компостерами и валидаторами. Для компостеров с января этого года выпустили новые образцы бумажных талончиков. Там есть белое поле, на котором прибор автоматически проставляет дату и время поездки, а также номер маршрута и транспортного средства. Обмануть контролера теперь при всем желании невозможно, — заверяет Андрей Паплёвка, заместитель генерального директора ГП «Минсктранс». — Не все знают, что своей персональной картой контролер может в мгновение ока заблокировать все компостеры в салоне. И спокойно начать проверку оплаты проезда… Но пока это не практикуется: людям дают время привыкнуть к новинке. 

 Но что же валидаторы? Их задача — считывать информацию с бесконтактных смарт-карт, которые выпускаются процессинговым центром «Минсктранса». На эти пластиковые карточки будет заноситься информация о тарифе и сроках действия проездного документа. Зашел в транспорт, поднес карту к валидатору — и оплатил поездку. Пока карточек нет в продаже и приборы бездействуют. Но очень скоро все изменится…

— С 16 января поступают в реализацию электронные проездные. На первых порах они будут действовать только в трамваях, затем — на всех видах транспорта. Приобрести бесконтактные карточки можно в сети киосков «Минсктранса»: залоговая стоимость — 12 000 рублей, плюс цена проездного на декаду, полмесяца или месяц. Расценки ничем не будут отличаться от действующего тарифа, — подчеркнул Андрей Паплёвка. — Многие не понимают, как можно проверить факт оплаты проезда по такой карте? Объясню. Повторно поднеся карточку к валидатору, пассажир увидит на бегущей строке данные об остатке баланса. Также каждому контролеру выдадут специальный ручной терминал. Через секунду после считывания прибор предоставит проверяющему всю необходимую информацию. 

Пока трамваи Минска обкатывают новую систему оплаты проезда в тестовом режиме, автобусные и троллейбусные парки активно монтируют валидаторы, электрокомпостеры и бортовые компьютеры. Сроки жесткие: с 1 марта должна начаться опытная эксплуатация 2300 автобусов и троллейбусов (пока оборудовано 20 процентов из них). 

— К началу мая весь городской транспорт должен работать с новой автоматизированной системой оплаты и контроля проезда. Но в рамках текущей тарифной политики, — резюмировал Андрей Паплёвка. 

Интересно, а как реагируют пассажиры на все эти технические новшества? С таким вопросом мы заглянули в филиал агентства. 

— Трудно пока говорить, улучшился ли фактор оплаты проезда после появления электронных компостеров. Все это мы проанализируем в конце месяца. Пока наши контролеры говорят, что люди относятся к новинке с пониманием и интересом, — рассказывает Александр Ераховец, директор филиала. — Думаю, с появлением в продаже бесконтактных смарт-карт привлекательность системы еще больше возрастет. Это быстро и удобно. А пополнить карточку со временем можно будет в любом терминале самообслуживания с купюроприемником.

Фото: Александр РУЖЕЧКА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter