Эксперты — о том, как в ближайшие годы будет развиваться налоговое законодательство

Тонкая настройка Кодекса

Весь прошлый год велась работа над совершенствованием Налогового кодекса. Задача перед разработчиками документа стояла четкая — сделать кодекс понятным для бизнеса и обычных людей. Занималась этим межведомственная рабочая группа, в которую вошли более 60 экспертов, представляющих госорганы, бизнес и общественные организации. Изначально планировалось, что разработанный документ не будет меняться в течение трех лет, но в итоге предложенный мораторий решили не вводить. 

Впереди — следующий этап

Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко
уверен: у разработчиков получилось сделать Налоговый кодекс более понятным и однозначным:

— При этом у нас нет никакого головокружения от успехов, и никто не говорит, что мы остановимся на этом. Хотя это где-то идет вразрез с предложением заморозить всякого рода изменения на некоторое время (обсуждался срок в три года, к примеру). Но бизнес-сообщество высказало позицию, что необходимо все-таки двигаться дальше и дошлифовывать ряд элементов. 

С этим тезисом согласен и член межведомственной рабочей группы по корректировке Налогового кодекса, исполнительный директор Белорусского общества профессиональных бухгалтеров Евгений Герштейн: 

— Концептуально документ получился хорошим, определены приоритеты, главные принципы (к примеру, появился очень важный принцип добросовестности плательщика), но стал ли он полностью понятным? Мне кажется, нет. Сейчас нас ждет следующий важный шаг — это осмысление и адаптация к новым правилам игры в течение этого года. Что на практике будет понятно, то останется в редакции кодекса на 2020 год, что будет реализовано частично — придется доработать, что практика отторгнет — должно быть убрано из документа. 

Подготовку предложений по Налоговому кодексу в прошлом году курировал заместитель министра финансов Дмитрий Кийко. Он высоко оценивает результат работы:

— Может, не все пока удалось сделать, но этот год — начало нового этапа взаимоотношений плательщиков и государственных органов. Считаю, что при работе над новой редакцией Налогового кодекса нам много удалось сделать, услышать, обсудить. И по большинству вопросов принять компромиссные решения. Важно понимать, что работа на этом не остановится. 

При Министерстве финансов с 2019 года планируется создать консультативный совет по налоговой политике. В его состав войдут те же эксперты, которые работали над Налоговым кодексом в прошлом году. Фактически это будет та же рабочая группа, которая просто продолжит начатую работу. 

— Нам было важно сохранить эту площадку для обсуждения проблемных вопросов налогового законодательства, чтобы там присутствовали мнения всех заинтересованных сторон, обсуждались все возникающие спорные вопросы, — отмечает замминистра финансов. 

Новый кодекс — новые налоги?

Стоит учитывать один существенный нюанс: трехлетний мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, который закреплен Декретом № 7, никто не отменял. То есть работа по дальнейшей корректировке Налогового кодекса в этом году будет идти, но об увеличении налоговой нагрузки на бизнес либо введении новых налогов никто не говорит. Скорее, даже наоборот, считает министр по налогам и сборам:

В дальнейшем предполагается не усиливать фискальное давление, а улучшать условия обслуживания плательщиков.
Фото Виталия Гиля.
— На мой взгляд, налоговая нагрузка на реальный сектор сейчас оптимальна. И все же необходимо искать резервы для ее снижения, хотя в нынешней экономической ситуации это, конечно, непросто. Один из таких резервов — это отказ от индивидуальных точечных льгот. Думаю, в таком ключе очень аккуратно и деликатно мы будем совместно с коллегами и бизнес-сообществом работать. 

Чтобы сократить неэффективные налоговые льготы, в Налоговом кодексе на этот год предусмотрено проведение оценки эффективности их применения. По ее результатам и будут приниматься конкретные решения. Порядок проведения такой оценки и классификацию льгот определит Правительство. 

В целом, напоминает министр, как показывает практика, чем меньше налоговая нагрузка — тем шире налоговая база и больше средств поступает в бюджет. При этом на собираемость налогов влияют не столько фискальные меры, сколько справедливость и доверие плательщиков как к налоговой службе, так и к государству. 

— В дальнейшем мы настроены не усиливать фискальное давление, а улучшать условия обслуживания плательщиков, развивать электронное взаимодействие с ними и повышать налоговую культуру белорусов. Думаю, многие уже успели оценить наш подход в изменении контрольной деятельности, когда существенно сократилось количество выездных проверок, акцент сделан на камеральном контроле. Мы исходим из того, что плательщики априори являются добросовестными. Да и статистика об этом говорит — у нас около 96 процентов налогоплательщиков в срок исполняют налоговое законодательство. Никакая степень контроля не заменит элементарного доверия.

mich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter