Казахстан готовится к конституционной реформе

Только вместе

Казахстан на пороге больших перемен. Недавно президент Нурсултан Назарбаев объявил о реформе политической системы в стране. Эта новость удивила многих. Ведь Казахстан всегда славился своей политической стабильностью и сильной президентской властью. Чем же вызвана необходимость внесения изменений в Конституцию? Об этом и не только в эксклюзивном интервью “НГ” рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Беларуси Ергали Булегенов.


— Ергали Булегенович, фактически предложенная реформа подразумевает переход от президентской к парламентско-президентской республике. Почему вопрос политической модернизации возник в повестке дня именно сейчас? Готово ли к изменениям общество?

— За 25-летний период независимости наша страна состоялась как политически стабильное государство с динамично развивающейся экономикой, имеющее уникальный опыт достижения успеха. Для преодоления огромных трудностей становления государственности нужна была сильная президентская вертикаль власти. И она себя оправдала. Все наши достижения были реализованы именно при этой системе. Но современный мир, сама жизнь диктуют свои коррективы. Поэтому в данный исторический отрезок времени назрела необходимость политической реформы.

Ее суть в том, что президент отдает ряд своих полномочий парламенту и правительству. Приоритетами президента станут стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны.

Реформа наделит парламент значительными полномочиями и повысит ответственность и профессионализм политических партий. К примеру, каждая из палат парламента вправе не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов принимать обращение к президенту об освобождении члена правительства по итогам заслушивания его отчета о работе.

На правительство будет возложена более полная ответственность за состояние дел в социально-экономической сфере. Формирование кабинета министров также будет проводиться после консультаций с мажилисом (нижняя палата парламента).

В целом нынешняя реформа нацелена на повышение эффективности системы управления и демократизацию политической системы. Она будет базироваться на концепции “Сильный президент — авторитетный парламент — подотчетное правительство”. Это соответствует целям долгосрочного развития Казахстана, в том числе пяти институциональным реформам и цели вхождения в тридцатку наиболее развитых стран к 2050 году.

— Как на сегодняшний день складываются двусторонние отношения Казахстана и Беларуси? Намечаются ли новые проекты в сотрудничестве? Планируется ли визит Нурсултана Назарбаева в Минск?

— Мне хотелось бы подчеркнуть ту определяющую роль, которую играют для укрепления и развития двусторонних отношений лидеры Казахстана и Беларуси. Между Нурсултаном Назарбаевым и Александром Лукашенко сложились особые отношения дружбы, взаимного уважения и доверия. Благодаря принципиальной позиции двух президентов Казахстан и Беларусь сумели не только сохранить, но и еще более развить двустороннее сотрудничество по всем направлениям.

В этом году 16 сентября исполняется 25 лет с момента установления дипломатических отношений между нашими странами. У нас есть четкий план работы, так называемая дорожная карта совместных мероприятий на 2017—2018 годы. Наши страны большое внимание уделяют проектам по созданию различных совместных производств и сборочных линий. Например, в Караганде работает совместное предприятие “КазБелАЗ”, которое выпускает карьерную технику и проводит ее сервисное обслуживание. Уже около десяти лет в Костанае на базе АО “АгроМашХолдинг” собирают различные модели комбайнов “Гомсельмаша”. В прошлом году “АгроМашХолдинг” и “Гомсельмаш” создали совместное предприятие “КазБелМаш”, так что ассортимент продукции будет расширяться.

Еще один крупный совместный проект — строительство Индустриально-технологического парка сельскохозяйственной и коммунальной техники в Кокшетау. В парке будет производиться различная техника, адаптированная к условиям работы в странах Центральной Азии.

Однако не только белорусский бизнес открывает свои предприятия на территории Казахстана. Например, в 2015 году казахстанская компания DOC Co LTD в Минском районе зарегистрировала совместное предприятие по производству картриджей для различной оргтехники. На первоначальном этапе фирма будет обеспечивать картриджами белорусский рынок, в дальнейшем намерена выйти на европейский регион (Польша и страны Балтии).

Президенты двух стран достаточно часто встречаются на различных интеграционных площадках. Я надеюсь, что в этом году Нурсултан Назарбаев посетит в очередной раз Минск. Сейчас в проработке находится ряд двусторонних документов для подписания.

— Казахстан в последние годы делает акцент на развитии реального сектора экономики, сельского хозяйства, продвижении несырьевого экспорта. На ваш взгляд, что из опыта Беларуси можно использовать в этом плане?

— Мы пришли к пониманию того, что надо переходить от “отверточной” сборки к полному производственному циклу. Это отвечает интересам обеих стран, так как расширение производства белорусской техники на территории Казахстана позволит не только удовлетворять наши внутренние потребности, но и наладить ее поставки в соседние страны, а также в Китай и страны Юго-Восточной Азии.

Нас очень интересует белорусский опыт развития АПК, в том числе по созданию автоматизированных молочно-товарных ферм, откормочных площадок, современные разработки в области птицеводства, растениеводства, семеноводства, технологии возделывания почвы и многое другое.

Перспективными являются также такие сферы, как ИT-технологии и телекоммуникации, логистика и транзит, научные испытания и разработки.

— Казахстан вместе с Беларусью входит в состав Евразийского экономического союза. К сожалению, это объединение сейчас переживает не лучшие времена. Второй год снижается товарооборот, остаются нерешенными многие вопросы. Периодически между странами возникают торговые споры, ставятся барьеры для доступа товаров на рынки друг друга. Что необходимо сделать, чтобы придать нашей интеграции больше динамики?

— Евразийский экономический союз создавался для укрепления экономик стран-участниц и сближения друг с другом, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Страны — участницы ЕАЭС берут на себя обязательства обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также унифицировать регулирование в различных сферах экономики и осуществлять согласованную политику в ключевых ее отраслях — энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Старт ЕАЭС пришелся на сложный период мирового финансово-экономического кризиса, что не могло не сказаться на работе этого объединения. Евразийский экономический союз сейчас находится только в начале своего пути. Здесь уместны аналогии с периодами жизни человека. Только родившись, ребенок не начинает сразу бегать, разговаривать. Он постепенно растет, учится, делает ошибки, оступается, развивается. Поэтому и нашему союзу необходимо расти и развиваться. Только вместе мы сможем эффективно противостоять глобальным экономическим вызовам и проблемам. Необходимо решать все вопросы путем переговоров.

Думаю, что ЕАЭС наберет хорошие обороты после устранения взаимных изъятий и ограничений для свободного перемещения товаров и услуг, рабочей силы и капитала на общем рынке. И это одна из важнейших задач интеграционного объединения. Самое главное, для ее решения есть политическая воля лидеров наших государств, определены векторы работы и сроки исполнения.

— Недавно Александр Лукашенко поручил Правительству проработать альтернативные варианты поставок нефти в Беларусь вследствие сокращения импорта из России. Возможно ли сотрудничество в нефтяной сфере с Казахстаном и на каких условиях?

— В прежние годы у нас уже был опыт взаимодействия в этом направлении. Тогда это оказалось экономически невыгодно обеим сторонам. Сейчас, думаю, также необходимо учитывать экономическую составляющую. В данном вопросе следует исходить из наших общих договоренностей в рамках ЕАЭС. К 2019 году поставлена цель создать общий рынок электроэнергии, а не позднее 2025 года — общие рынки нефти и нефтепродуктов, а также предоставить доступ к газотранспортной инфраструктуре. В любом случае эти вопросы должны прорабатывать специалисты с учетом взаимовыгодных интересов всех сторон.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter