Только в полете живут самолеты. Энтузиасты- авиаторы готовы вновь подняться в небо, но взлет пока не разрешен. Почему?

За рубежом легкомоторный самолет уже давно стал средством передвижения. Купив за границей подобное воздушное судно, имеющее сертификат летной годности, в небо может подняться и белорусский гражданин. Однако соотечественников сдерживают многие факторы, среди которых и ценовой. Энтузиасты из Гродно, члены ОО “Ассоциация любителей авиации”, готовы строить по доступной цене самолеты, не уступающие зарубежным аналогам. Почему же даже профессиональные авиаторы долгие годы томятся “в режиме ожидания”?

Короткий век

В тот знаменательный для любителей авиации декабрьский день на старом гродненском аэродроме было весьма оживленно. В центре находился “виновник” торжества —
“А-23 “Неман” весом 345 килограммов, построенный в основном из композитных материалов. Полета ждали с нетерпением. Ведь самолет, по своим характеристикам не уступающий аналогичным аппаратам мировых производителей, был построен три года назад и теперь, получив сертификат летной годности, готовился законно подняться в небо. Согласно заключению профессионалов не вызывала опасений и безопасность машины, которая может приземлиться даже с выключенным двигателем. И все же волнение перед столь долгожданным полетом было объяснимо. Ведь в Беларуси это был второй по счету самолет любительской постройки, имеющий сертификат летной годности. На глазах у восторженных зрителей к гордости пилотов полет тогда прошел успешно. Однако летная жизнь самолета продлилась лишь полгода...
— Все объясняется просто: по истечении этого срока сертификат летной годности был прекращен, и наш самолет пополнил коллекцию тех, которым запрещено подниматься в небо, — объясняет судьбу своего детища Олег Вахрушев, член ассоциации любителей авиации, военный летчик в отставке.
— И сколько уже таких самолетов? — интересуюсь.
— Это был одиннадцатый, построенный в Гродно, и единственный на законных основаниях поднявшийся в небо, — говорит он.
Личной досады, как и общей проблемы, отставной летчик-испытатель не скрывает: в Беларуси развитие легкомоторной авиации идет слишком медленными темпами.

Есть у летчиков мечта

А тем временем в мастерской ассоциации вновь стоят два строящихся самолета: спортивно-пилотажный и бизнес-класса типа “Европа”. Матрицы для них Олег Вахрушев привез еще с Самарского авиазавода, где до переезда в Гродно он работал летчиком-испытателем. Дилетанту невдомек; как можно из этих, на первый взгляд примитивных деталей в незаводских условиях создать летательный аппарат и заставить его подняться в небо? Однако можно. В мастерскую для этого такие неуемные пилоты, как Вахрушев, приходят словно на работу. Правда, в последнее время здесь немноголюдно. У многих людей, способных строить самолеты, энтузиазма поубавилось. Сетуют на бюрократическую волокиту, которой сопровождается оформление сертификатов летной годности, откровенно завидуют коллегам из соседних Польши, Литвы, Украины, да уже и России, где для полета легкомоторного самолета в неконтролируемом воздушном пространстве достаточно лишь подать уведомительное заявление. В Гродно же десятков пять пилотов томятся “в режиме ожидания”.
— Медленно, но дело движется, — не сдается Олег Вахрушев. — Вот и сегодня, пока мы корпим над новой моделью, председатель нашей ассоциации Геннадий Сурба отправился в департамент по авиации с предложениями. Ждем хороших новостей.
А предложения, как выяснилось, у гродненских летчиков дельные. Они готовы доказать, что строят легкомоторные самолеты, способные заменить старые и дорогие самолеты и вертолеты, которые используются в сельском хозяйстве, ГАИ и т. д. По подсчетам, покупка таких легкомоторных судов за рубежом обойдется раз в десять дороже.
— К примеру, наш двухместный самолет бизнес-класса, который сейчас вы видели в мастерской, по характеристикам не уступает зарубежным моделям: диапазон его скоростей — от 75 до 200 км/ч, расход топлива — до 10 литров в час, — убеждает Олег Вахрушев.
По словам пилотов, ассоциация готова к строительству одноместного самолета “Соло”, который вполне мог бы вытеснить с международного рынка конкурента модели “Кри-Кри”.
— У наших авиаторов, имеющих богатый опыт, есть потенциал для того, чтобы воплотить эти идеи. В принципе мы готовы даже поставить на поток производство легкомоторных самолетов, — подытоживает отставной военный летчик Олег Вахрушев.
Что же мешает быстрее открыть воздушные ворота для отечественной легкомоторной авиации?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter