Только в полете живут самолеты

Летчики 50-й смешанной авиабазы — о дружбе, мужской работе и ярких моментах службы Въезжаешь в Мачулищи — готовься увидеть самолет. Эта примета срабатывает почти постоянно. Точнее, не может не сработать: здесь расположена 50-я смешанная авиационная база. И на этот раз набирающий высоту Ан-26 встречает нас приветственным гулом. За ним — второй борт. Третий. Учебно-тренировочные полеты в самом разгаре. У военных все четко и по графику: небо не терпит суеты. Тяжеловес Ил-76 приземляется. Шум перебивает голоса, хоть мы находимся еще не на самом аэродроме. Тем временем заместитель командира авиабазы подполковник Вадим Морской знакомит с историей появления памятника — самолета Ан-26 рядом со зданием штаба. — Этот самолет-ретранслятор участвовал в боевых действиях в Афганистане, — поясняет он. — Ведь наша часть 9 лет базировалась в Кабуле. В перспективе думаем обустроить в его салоне музей боевой славы. Под ногами — бетонка аэродрома. Мы идем к громадине Ил-76, такой же курс у топливозаправочной машины. Поднимаемся в кабину самолета. Командир авиационного отряда майор Михаил Козинец не сбрасывает перчатки, пока не застопорит штурвал. Все, сделано. — Со стояночного! — доносится через некоторое время снизу. — Сняли! — звучит в ответ. Специальный тягач откатывает самолет на место стоянки...

Летчики 50-й смешанной авиабазы — о дружбе, мужской работе и ярких моментах службы

Въезжаешь в Мачулищи — готовься увидеть самолет. Эта примета срабатывает почти постоянно. Точнее, не может не сработать: здесь расположена 50-я смешанная авиационная база. И на этот раз набирающий высоту Ан-26 встречает нас приветственным гулом. За ним — второй борт. Третий. Учебно-тренировочные полеты в самом разгаре. У военных все четко и по графику: небо не терпит суеты.

Сын рисует самолеты. И меня рядом

Тяжеловес Ил-76 приземляется. Шум перебивает голоса, хоть мы находимся еще не на самом аэродроме. Тем временем заместитель командира авиабазы подполковник Вадим Морской знакомит с историей появления памятника — самолета Ан-26 рядом со зданием штаба.

— Этот самолет-ретранслятор участвовал в боевых действиях в Афганистане, — поясняет он. — Ведь наша часть 9 лет базировалась в Кабуле. В перспективе думаем обустроить в его салоне музей боевой славы.

Под ногами — бетонка аэродрома. Мы идем к громадине Ил-76, такой же курс у топливозаправочной машины. Поднимаемся в кабину самолета. Командир авиационного отряда майор Михаил Козинец не сбрасывает перчатки, пока не застопорит штурвал. Все, сделано.

— Со стояночного! — доносится через некоторое время снизу.

— Сняли! — звучит в ответ. Специальный тягач откатывает самолет на место стоянки.

Михаил Козинец до этого налетал 550 часов на истребителе МиГ-29 в Березе и Барановичах. За штурвал Ил-76 сел в прошлом году.

— Конечно, разница чувствуется. Там я работал один, а здесь — целый экипаж. Отвечаешь за него, важны каждое твое слово и действие любого члена команды. Да и максимальная взлетная масса у Ил-76 — 190 тонн. Это вам не шуточки! — улыбается Михаил Козинец. — Но в небе он смотрится, словно лебедь. Летит спокойно, грациозно — красота! Почему Ил? Ну, на истребителе я себя уже реализовал, захотелось чего-то нового. Поверьте, драйва здесь не меньше.

— Как домашние относятся к вашей работе?

— Небо бывает разным. И погода тоже. Жена переживает, да и дети. Семилетний сын рисует самолеты к 23 февраля и меня рядом. Но ему самому пока больше трансформеры интересны, — признается командир авиаотряда. — В компании новых людей порой удивляются: «О, летчик!» А по мне, ну, летчик и летчик, есть же еще космонавты. Мама и папа тоже советовали профессию проще выбирать. Но если человек идет своей дорогой, разве уговоры помогут? Вообще, это обыкновенная работа. Правда, на 100 процентов мужская.

У пилотов — разбор полетов

Пока мы разговариваем с командиром авиаотряда, носовую часть самолета зачехляют брезентом. Ведь Ил-76 это вам не «жигули»: лед скребком со стекла потом не счистишь.

Время близится к двум часам. Все чаще на аэродроме слышится: «Пора на разбор полетов». Устремляются туда и члены экипажа Ил-76, только что приземлившегося вертолета Ми-8, других машин. Выполнение команд, согласованность действий во время полета — это все обсуждается на разборе. Без него не обходятся ни одни учебно-тренировочные полеты. Неудивительно, ведь задачи, которые решают военнослужащие 50-й смешанной авиабазы, не из обыденных.

Авиационная база — это несколько эскадрилий и батальонов обеспечения. На вооружении — военно-транспортные самолеты Ил-76МД и Ан-26, транспортно-боевые вертолеты Ми-8 МТ (МТВ) и самый крупный в мире транспортный вертолет Ми-26. Общий парк авиационной техники исчисляется десятками летательных аппаратов и сотнями средств автомобильной и специальной техники.

Миссия выполнима

— В небе масса работы, — говорит полковник Андрей Лукьянович, командир 50-й смешанной авиационной базы. — Мы несем дежурство по поисково-спасательному обеспечению: если что-то случается с судами военной или гражданской авиации на территории страны, нас поднимают по сигналу. Одна из важнейших задач — боевое дежурство по противовоздушной обороне. В этом году база участвует в совместных стратегических учениях Вооруженных Сил и сил территориальной обороны. Запланированы учения в составе КСОР ОДКБ. Ну и, конечно, наши вертолеты и самолеты задействуют в мероприятиях по обеспечению безопасности в дни чемпионата мира по хоккею. Будем готовиться к воздушному параду на День Независимости в Минске. Экипажи-участники уже определены.

— Какие учебные задачи решает авиабаза в эти дни?

— Во время учебно-тренировочных полетов мы занимаемся подготовкой молодых пилотов, штурманов и бортовых техников. Они пришли к нам после Военной академии и Минского государственного высшего авиационного колледжа, — отвечает полковник Андрей Лукьянович. — На днях часть вертолетной эскадрильи из трех вертолетов улетела на авиабазу в Пружаны. Туда же направился и самолет Ан-26 с грузом авиационных средств поражения.

На Ружанском полигоне ребятам предстоит отработать бомбовые и ракетные удары по наземным целям, после чего они вернутся в Мачулищи.

Вера в экипаж

Среди тех, кто помогает молодым авиаторам стать на крыло, — заместитель командира базы полковник Юрий Рогачев. Участнику боевых действий в Афганистане есть что рассказать молодым вертолетчикам. Хотя на Ми-8 он пересел только в Беларуси. Во время службы в Кабуле, Цхинвали, потом в ГДР летал на Ми-24.

— Это примерно как с гоночного болида «Формулы-1» пересесть на автобус. Хотя возможности современных Ми-8 по перевозке грузов, боевому применению очень высокие. Это более универсальный вертолет, — загораются глаза у Юрия Рогачева. — Единственное «но» — отсутствие должного бронирования. У Ми-24 оно лучше.

— Сложные ситуации во время полетов случались?

— Мне, наверное, везло. Такого, чтобы винт отлетел, лопасти сложились или с парашютом вертолет покидал, не было, — говорит собеседник. — В Афганистане, конечно, пробоины привозил, но то боевые действия. А так... Разве что один раз пришлось уже на Ми-8 садиться в условиях тумана. Вылетали с одного аэродрома, прилетели на другой, видимость близкая к нулевой… Но летчик никогда не идет на неоправданный риск. Всегда есть вариант ухода на второй круг, запасной аэродром. Оценивается прежде всего уровень важности задачи и подготовки экипажа. Вера в экипаж — это одно из главных условий, я, как командир, в своем был уверен.

Летчик воспринимает мир трехмерно

Как ни странно, но среди самых ярких моментов в своей вертолетной судьбе Юрий Рогачев вспоминает такой. «Во время службы в ГДР полк из 60 вертолетов с полной подвеской боекомплекта взлетел за час и сорок минут. В небе было что-то невообразимое!»

В несчастливую цифру 13 полковник не верит, летает и в свой день рождения. Говорит, если бы не стал военным летчиком, вряд ли вообще пошел в авиацию. Идеи для вдохновения черпает в фантастике, потому как считает: «Она дает человеку возможность мечтать, а каждый пилот в душе — романтик. Почему? Наверное, потому, что он воспринимает мир трехмерно».

----------------------------------------------

Дорогие соотечественники!

Уважаемые воины и ветераны Вооруженных Сил!

Сердечно поздравляю вас с Днем защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Этот праздник стал поистине народным. Он символизирует преемственность патриотических традиций, мужество и силу духа людей в погонах, которые стоят на страже мира и безопасности родной страны.

В нынешнем году, когда отмечается 70-летие освобождения республики от немецко-фашистских оккупантов, мы испытываем особые чувства благодарности ветеранам Великой Отечественной войны, отстоявшим нашу независимость. Их подвиг — пример для новых поколений защитников Родины.

Солдаты и офицеры Вооруженных Сил с честью продолжают славные традиции героев-освободителей, обеспечивая суверенитет и территориальную целостность государства.

Выражаю искреннюю признательность всем, кто вносит достойный вклад в укрепление обороноспособности Беларуси.

Желаю вам здоровья, мира, счастья и успехов на службе и в труде на благо Отчизны.

Президент Александр ЛУКАШЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter