О Декрете № 3

Только в кино ест тот, кто не работает

В дебатах вокруг Декрета № 3 я плохо понимаю тех, кого закон назвал тунеядцами, — я не была в их шкуре
МОИМ родителям каким-то неназойливым образом удалось вбить в голову мне и брату, что после школы мы обязательно поступаем в университет, затем находим себе работу и после получения диплома уходим на свои хлеба. При этом они никогда не отказывали нам в финансовой помощи, но четко давали понять, что самостоятельность в доме поощряется, что сидеть на чьей-то шее стыдно, поэтому заданная схема жизни обсуждению не подлежит. Ты или работаешь, или падаешь ниже плинтуса — иного не дано в понятиях моей семьи. Наверное, поэтому в дебатах вокруг Декрета № 3 я плохо понимаю тех, кого закон назвал тунеядцами, — я не была в их шкуре.


Фото: grodno.in

Декрет вызвал споры и комментарии. И это нормально — все новое подвергать в некотором роде сомнению. Хотя соглашусь: есть поводы задать вопросы, ведь масса тунеядцев получилась весьма неоднородная — честно ли со всех спрашивать одинаково? Наверное, нет. На днях о недоработанности декрета сказал и Президент: «Я не говорю, что он идеален. Вы видите, я даже не защищаю его. Мы смотрим, нормальный он или нет. Ошиблись — поправим, но надо дать возможность, чтобы этот документ поработал. А затем доработаем. Где ошиблись, мы извинимся и поправим. До конца года ситуацию исправим».

Словом, чтобы теория перешла на практику, потребуется время. Корректировать принятый закон — это обычная практика и нормальная ситуация, разрешение которой снимет все спорные вопросы. Кроме одного, сомнению не подлежащего, — о необходимости декрета. Ответить утвердительно на последний есть несколько причин.

С одной стороны, мы столько лет жили без налогов с безработных, и всем вроде бы всего хватало. С другой, когда в экономике, причем отнюдь не только в белорусской, кризис, пора сбрасывать со своей шеи тех, кто прочно на ней угнездился. Я — за справедливость и не хочу понимать, почему я должна ходить на работу, ежемесячно отчислять с зарплаты налоги, а тунеядец Вася, не ударив палец о палец, тоже не оплачивает «коммуналку» в стопроцентном размере и ходит в ту же поликлинику по тем же вымощенным и выметенным улицам. И вообще, на что живет этот Вася? Кто и сколько ему выдает за красивые глаза? Сказала бы, что я тоже так хочу — чтобы ничего не делать и сытно есть, — но понимаю, что и Васи бывают разные.

Одно дело, когда ни совести, ни морали — сидишь на шее у престарелых родителей и в ус не дуешь, зная, что и накормят, и приоденут, пусть и побурчат немного. И совсем другое, когда не работаешь, потому что в семье так решили. С воспитывающими малолетних и ухаживающими за инвалидами все понятно — их миновало звание тунеядцев. Но как быть с домохозяйками? Вот стукнул муж кулаком по столу и сказал: будешь сидеть дома и готовить обеды-ужины. Как быть? Даже если убрать намеки на мужскую деспотию, а просто подумать, то, уверена, многие вспомнят из своего окружения примеры семей, где такое решение приняли на семейном совете. Просто потому, что женщина не смогла найти хорошо оплачиваемую работу, а муж в состоянии самостоятельно содержать семью. И всем спокойнее, когда и достаток есть, и дом в порядке, и дети присмотрены. На это скажут: такая женщина не оплатила так называемый социальный пакет, то есть не имеет права на поход в ту же поликлинику. Но ведь если посчитать, один зарабатывающий 12—15 миллионов рублей в месяц муж платит больше налогов, чем супружеская пара с зарплатой  3—5 миллионов. Будет честно сказать, что в первом случае мужчина заплатил в бюджет и за себя, и за неработающую жену. Хотя для такой категории людей можно ввести платную медицину: не работаешь — плати за поход в поликлинику или оформляй медстраховку. Такая практика довольно широко распространена в Европе.

Говорят, от уплаты нового налога не уйдут даже бомжи. Только интересно, как и какие деньги из них собираются вытрясти. Да, не заплатившим налог и штраф грозит административный арест. Но, по-моему, это только на руку бомжу — на 15 суток предоставят кровать, душ, да еще и накормят. И все, кстати, за счет налогов работающих людей.

У декрета масса сильных сторон. Он напугал многих и заставил шевелиться. Даже псевдопартию тунеядцев создали и не поленились для нее несколько страниц в социальных сетях сделать. Смотрю на это и думаю: они ведь для этого тоже определенные усилия приложили, время потратили. Так почему не сделали раньше какой-нибудь другой тематический ресурс, не зарегистрировали ИП и не создали тем самым себе рабочие места? Среди нас и в нашей стране есть десятки молодых людей, еще до начала своего четвертого десятка сколотивших себе капиталы. Есть сотни тех, кто строит успешную карьеру, в том числе на госпредприятиях. Естественно, таких мест хватает не для всех — нужно конкурировать. С появлением декрета возрастет официальная безработица. Говорят, она даже может достигнуть максимального для нас значения в 8—10 процентов, поэтому за рабочее место придется бороться. А чем это не стимул лучше работать? Ведь это только в кино кто не работает, тот ест.

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter