Три дня, три района Минской области… Такая программа знакомства с регионом представлена российским журналистам из 20 изданий. Поездку организовали Постоянный комитет Союзного государства и Национальный пресс-центр Беларуси. Да, о нашей стране знают, слышат, здесь бывают. Из России — особенно. Тем не менее некоторые коллеги признаются: ожидали увидеть у вас «потемкинские деревни»… Эти мифы развеялись после визитов в сельхозпредприятия как частной, так и государственной формы собственности.
ПЕРВОЕ и сильное впечатление на российских коллег произвели ОАО «Косино» и крестьянское фермерское хозяйство «Цнянские экопродукты» Логойского района, которые стали отправной точкой знакомства с агропромышленным комплексом столичной области. В особом представлении они не нуждаются — наша газета не раз о них писала. Но российские журналисты никак не могли поверить, что еще три года назад на месте современного комплекса было чистое поле. Сейчас здесь не только перерабатывающие цехи, но и уникальное овощехранилище. Год назад с согласия Главы государства акции убыточного предприятия фермерское хозяйство взяло, что называется, на поруки. Теперь погашены долги, обновлен парк техники, выстраиваются амбициозные планы. Директор ОАО «Косино» Иван Магер поясняет: «Производительность труда выросла на 176, рентабельность продаж составляет 22, рентабельность всего производства — 27 процентов. Средняя зарплата за август — около тысячи рублей. В планах — выход на европейскую оплату труда в 2 тысячи рублей. Как ее обеспечить? Реализация продукции должна составить более 10 миллионов рублей, в этом году цифра чуть меньше — 6,5 миллиона рублей».
После знакомства с производственными цехами, а специализируется хозяйство на выращивании, доработке и хранении картофеля, самым типичным у россиян стал вопрос: сколько это стоит? Тут же пересчитывая на российские рубли, сходились во мнении: «Недорого!» А обозревателя журнала «Российская Федерация сегодня» Олега Дзюбу удивили не столько мытый и аккуратно расфасованный картофель и овощные наборы, сколько само безотходное производство. «Заинтересовала технология возвращения земли после мытья овощей на поля. Ей, оказывается, подсыпают ямки и неровности. Интересный подход».
АПОФЕОЗОМ первого дня пресс-тура стала встреча без галстуков, открытая и искренняя, с председателем Минского облисполкома Семеном Шапиро. Журналистов интересовали аграрный потенциал области, перспективы развития фермерских хозяйств и сельхозкооперативов, сотрудничество с Россией в отрасли. Причем некоторые российские коллеги отметили, что если с потенциалом агропромышленного комплекса знакомятся впервые, то о нашей продукции знают хорошо. В чем секрет ее качества?
Семен Борисович ответил просто: в соблюдении еще советских ГОСТов: «Думаю, белорусская мясо-молочная продукция хорошо продается в России именно потому, что мы работаем по старым правилам. На рынке много хороших российских товаров, поэтому конкуренция высокая и надо брать качеством». Председатель облисполкома затронул пусть неприятный, но важный вопрос фальсифицикации известных белорусских брендов: «Появляется очень много непорядочных конкурентов, которые под видом белорусской продукции выпускают свою, совершенно иную по качеству. С этим сложно бороться». Финалом встречи стал свободный обмен мнениями. Журналисты, кстати, подбросили и идею — производство тыквенного масла. Над ней Семен Шапиро обещал подумать.
Председатель СПК «Агрокомбинат Снов» Николай РАДОМАН принимает гостей.
Корреспондент «СГ» много общалась с коллегами. Так, в разговоре с обозревателем федеральной государственной радиостанции «Радио России» Дмитрием Нечаенко выяснилось, что удивила его в первую очередь организация производства:
— На примере ОАО «Косино» еще раз убедился: трудолюбивый народ, ни секунды никто не стоит, каждый занимается своим делом: одни у конвейера картошку моют, другие фасуют. Все налажено. Даже посмеялись с директором над заявлением, которое шокирует российских фермеров, о европейских зарплатах. Если так действительно случится, приеду к вам на фасовку картофеля.
В НЕСВИЖСКОМ районе вполне логичным стало посещение СПК «Агрокомбинат Снов». Во время беседы с председателем Николаем Радоманом журналисты затронули вопросы селекции. Казалось бы, два успешных предприятия, пусть и разной формы собственности, придерживаются разных подходов. В ОАО «Косино» картофель импортных сортов, в агрокомбинате «Снов» отечественной селекции. Не приведет ли такой подход к генетической зависимости?
У Николая Вячеславовича свое видение вопроса: «Не стоит забывать, что вместе с семенами завозятся и болезни. А это вынуждает закупать средства защиты растений у зарубежных поставщиков. Именно поэтому предпочитаем импортным сортам отечественные».
Слезть с генетической иглы предложил нашим аграриям и корреспондент журнала «Аграрий плюс» Николай Немчинов: «Понятно, вывести сорт той или иной культуры не так просто — требуется время. Но, закупая те же голландские, можно столкнуться с тем, что потребителю продукт придется не по вкусу. Ведь у каждого свой менталитет, в том числе и вкусовой. Думаю, более привычным покупателю будет все же белорусский сорт. Генетикам стоит поднатужиться, довести до ума отечественные разработки и стать независимыми от импортных товаров».
Говорили о мясной и молочной продукции агрокомбината. Почему ее не видно в российских торговых сетях? Николай Радоман отметил — она есть, но порой торговые сети сами выставляют барьеры. Зачем тогда тратить время и деньги?
Журналисты побывали на молочно-товарных комплексах агрокомбината. Как радушный хозяин Николай Вячеславович показал и социальную сферу, которую хозяйство поддерживает, — школу, детский сад, амбулаторию.
После экскурса специальный корреспондент «Новой новгородской газеты» Юрий Красавин поделился мыслями:
— Второй раз в подобном пресс-туре. В этом подсмотрел много моментов. Например, интересная организация СПК «Агрокомбинат Снов». Это кооператив, в котором 1300 собственников. У каждого из них своя доля, и они могут получать дивиденды при успешном развитии предприятия. Мне кажется, такая система справедлива — заставляет каждого человека думать.
Журналисты в Столбцовском районе посмотрели Городейский сахарный завод, Столбцовский плодоовощной завод и Столбцовский мясокомбинат. Однако знакомством только с агропромышленным сектором Минщины дело не закончилось. Журналисты побывали на экскурсии в Несвижском дворцово-парковом комплексе, «Панскім маёнтку «Сула» Столбцовского района, мемориальном комплексе «Курган Славы».
Что наши страны еще могут предложить друг другу? Это предстоит осмыслить. Однако и российским, и белорусским журналистам после встреч стало понятно, что отношения между братскими народами должны быть деловыми. А если деловыми, значит, честными и порядочными, без фальсификаций.
bizyk@sb.by
Фото Сергея ЛОЗЮКА и Виталия ПИВОВАРЧИКА