Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Только сегодня и только для вас – скидка». Как лжегазовики разводят на деньги

Практически ежедневно в УП «МИНГАЗ» поступают звонки с жалобами на мошенников. Они ходят по домам, пугают жильцов утечкой газа и пытаются втридорога продать приборы, улавливающие его запах. Порой даже молодежь теряет бдительность – настолько правдиво обманщики отыгрывают свои роли. Что уж говорить про бабушек и дедушек, которых назойливые визитеры легко обводят вокруг пальца. Как вычислить лжегазовиков и уберечь кровно заработанные?

Коллаж Татьяны ГОРБАЧ, «ЗН»

Была на крючке

Недавно с мошенниками столкнулась Ольга из Минска. В будний день после обеда в квартиру по улице Плеханова позвонили двое парней, представились работниками газовой службы и сказали, что им по плану нужно осмотреть оборудование на кухне, вспоминает хозяйка:

– Молодым людям было лет 25–30. Прилично одеты, разговаривали культурно. Когда открыла дверь, один из них быстро махнул удосто­верением перед носом и спрятал в карма­н куртки – ничего не успела рассмотреть. В квартиру впустила. Ребята осмотрели газовую плиту, трубу, произвели какие-то замеры, данные внесли в журнал. Сказали, что с оборудованием есть проблемы, но не критичные.

Затем визитеры стали спрашивать у хозяйки, почему она до сих пор не установила сигнализатор загазованности. Ведь по правилам безопасности этот прибор обязательно должен быть на кухне. Потом начали говорить про якобы за­коно­дательные новшества, кото­рые вот-вот вступят в силу, 50-процентную скидку для пенсионеров, действующую последний день. Давили на то, что вместо 400 рублей нужно заплатить всего 200 и что завтра датчик все равно придется купить, только уже за полную стоимость, продолжает Ольга:

– Они были настолько убедительными, что я поверила и пошла за деньгами в другую комнату. В это время с работы вернулся сын. Он сразу заподозрил неладное, попросил гостей предъявить документы. А когда те услышали, что я собираюсь набрать номер УП «МИНГАЗ», быстро покинули квартиру.

Обманутых – сотни


В УП «МИНГАЗ» истории Ольги не удивились. Подоб­ных рассказов они слышали уже сотню, если не тысячу раз, признается начальник службы экс­плуатации внутридомовых объектов газопотребления Евгений Рашев:

– Практически ежедневно нам звонят потребители и говорят, что к ним домой пришли молодые люди в гражданской одежде под видом газовщиков и просят предоставить доступ на кухню. После бе­седы со специалистом бдительные граждане выпроважи­вают нежданных гостей. Однако немало и тех, кто обра­щается уже после того, как «ходоки» ушли. Жертвы интересуются реальной стоимостью товара, спрашивают, что с ним делать дальше, как вернуть деньги. Но если устройство мы можем помочь установить, то найти злоумышленников, увы, не в наших силах – нужно обращаться в милицию.

Как не стать жертвой обма­на? Первое, на что должны обращать внимание жильцы, – специалисты всегда одеты в серо-голубую спецодежду с логотипом и надписью «МИНГАЗ» на спине. При себе у них удостоверение с фотографией, видеорегистратор и набор инструментов, перечисляет начальник службы эксплуатации:

– Если потребитель сомневается, всегда может позвонить по короткому номеру 162 или в аварийную службу по телефону 104 и уточнить, работает ли у нас данный специалист, какие плановые работы проводятся по конкретному адресу. Запомните: наши работники никогда не приходят без предупреждения. Если слесарь трудится по заявкам жильцов, то обязательно согла­совывает с ними день и время визита. При вы­пол­нении плановых работ не менее чем за неделю на информационные доски вывешиваем соответствующие объявления, а в почтовые ящики бросаем уведом­ления, при возможности произ­водим SMS-рассылку. Кроме того, о предстоящих работах всегда предупреждаем ЖКХ района, товарищество собственников или ЖСПК.

Цена завышена минимум вдвое

По плану к потребителям, у которых установлены газовые плиты, специалисты УП «МИНГАЗ» наведываются раз в десять лет, а в дома, где жильцы поль­зуются отопительными котлами и колонками, – ежегодно, обра­щает внимание эксперт:

– Каждый газовый прибор имеет нормативный срок службы, поэтому слесарь, проводя техническое обслуживание оборудования, может выявить неисправность. Например, га­зовым шлангом можно пользоваться до семи лет. Во время эксплуатации он трескается, эластичность теряется. Естественный изно­с изделия способен привес­ти к утечке. В таком случае специалист рекомендует потребителю произвести замену.

Вариантов решения проблемы два. Первый: если неисправность не угрожает жизни и здоровью жителей, слесарь выдает предписание об устранении недочета к конкретному сроку. Второй: при согласии потребителя работник на месте меняет износившееся изделие. При этом заполняет акт выполненных работ, где указывает виды оказываемых услуг, их стоимость, способ проведения оплаты (наличными, банковской картой или через ЕРИП). После внесения клиентом денежных средств обязательно выдает чек.

Что касается сигнализатора загазованности (именно его злоумышленники продают по завышенным ценам), то это прибор, который своевременно подает сигнал об утечке газа и способен предотвратить беду. Их на рынке много. Есть комбинированные: работают как на природный, так и на угарный газ. Цены на устройства самые разные – зависят от производителя, модели. Однако стоимость тех, что предлагают самозванцы населению, завышена как минимум вдвое, говорит Евгений Рашев:

– Сигнализатор загазованности, который мы обычно устанавливаем потребителям, в среднем стоит 40–70 рублей. Точно такие же приборы злоумышленники продают от 150 до 250 рублей, и это, по их утверждениям, с большими скидками. Будьте осторожны, предупредите родных и близких, особенно пожилых, о возможных визитах так называемых работников газовой службы.

mischenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter