В психоневрологическом доме-интернате пациенты стали волонтерами

Только руку протянуть

Этот дом–интернат напоминает небольшой автономный городок, в котором жизнь идет своим чередом: свои электричество, газ, вода, отопление. И несколько корпусов, где люди с особенностями психофизического развития находятся под минимальным медицинским наблюдением. Каждый тут чем–то занят, нашел себя в различных видах творчества под руководством инструкторов по трудотерапии. Здесь учат, несмотря ни на что, адаптироваться к жизни, приобретая те полезные навыки, которые когда–то перечеркнула болезнь, — готовить, читать и писать, трудиться, уметь обращаться с деньгами и даже ходить в импровизированный магазин. Словом, социализируют. А в одном из отделений, где проживают молодые инвалиды до 30 лет, уже два года идет уникальная программа, которая нашла горячий отклик среди ребят — они так увлеклись, что сами предложили свою помощь в уходе за другими постояльцами.

Печь блины — это тоже искусство

— Нашим подопечным ведь очень важно чувствовать себя нужными, — объясняет подоплеку директор Минского психоневрологического дома–интерната для престарелых и инвалидов № 1 Владимир Марудин. — Многие по причине своей болезни не могут найти место в обществе, зато хорошо себя чувствуют здесь. Мы решили пойти им навстречу. На первом этаже у нас находится отделение для инвалидов–«колясочников» и лежачих пациентов. И парни из отделения сопровождаемого проживания вызвались опекать их, попросив поселить по соседству в одну палату. Теперь у нас существует такая взаимопомощь: физически здоровые пациенты опекают тех, кто в этом нуждается. Мы тщательно подобрали парней по возрасту, состоянию здоровью и, конечно же, по интересам, поскольку они проводят вместе все свободное время.

Руслан и Рома изучают распорядок дня на сегодня. Причем стараются запомнить не только свой график, но и соседа: им надо точно знать, когда помочь Юре добраться на занятия ЛФК, когда оттуда забрать, переодеть и доставить обед. Время еще есть, поэтому Руслан решил поменять постельное белье и прибраться дома: здесь не называют свои комнаты палатами, для ребят — это настоящий дом, в котором они сами стремятся создавать уют и порядок. В том числе при помощи созданных своими же руками картин и поделок. У Антона тоже выдалась минутка, перед тем как принести обед для друзей. Он заканчивает портрет директора для очередной своей выставки.

Дом-интернат №1 – это целый городок

— Антошка, а когда ты нас нарисуешь? — спрашивают у него соседи.

За картинами Антона выстраивается настоящая очередь: каждый хочет повесить его работу в свой дом. Тем временем по коридору важно ходит дядька Леонид — самый старший из всех проживающих в отделении. Наверное, потому и назвал себя начальником. С возложенными на себя обязанностями справляется: следит, чтобы каждый следовал своему распорядку, не опаздывал на занятия и не шатался без дела по коридорам. Вот и сейчас он терпеливо объясняет соседям их режим на день. Для тех, кто тяжело воспринимает речь, рядом висит пояснение в картинках. К тому же перед каждым занятием все постояльцы интерната надевают определенного цвета форму — так уж точно не перепутаешь, куда тебе нужно сейчас идти: голубой фартук — учиться вести домашнее хозяйство в комнату бытовой адаптации, серый костюм — садиться за парту и книжки...

Ирина Джалая — ас в трудовой терапии

Время близится к обеду, а значит, ребятам пора выдвигаться на кухню: нужно взять обеды и разнести их по палатам. А кому–то пора забирать своих соседей по комнате с занятий. Мы идем в специальный тренажерный зал, где уже закончили заниматься Паша и Рома. До того как сюда попасть, они жили вместе в детском интернате. Сейчас их тоже поселили в одну комнату и стараются не разлучать, скорректировали их распорядок дня. С нами идет Прошечка — он тоже друг ребят и старается им помогать. По пути встречаем Наталью, она просит:

— Напишите про меня, пусть мой брат знает, что я тоже хочу попасть «на квартиры», очень стараюсь и хорошо всему учусь!

Пациенты сами вызвались помогать друг другу

«Квартиры» — это новый эксперимент Владимира Владимировича: вместе с коллегами он разработал программу интегрированного проживания. Смысл в том, что в двух квартирах живут подопечные, которые уже практически восстановились и готовы вернуться к обычной жизни. Для них это апробация: юноши и девушки сами ведут здесь быт, учатся распоряжаться деньгами и планировать бюджет, готовят и даже имеют своих питомцев. И как только у них будет восстановлена дееспособность, смогут покинуть стены интерната, а кто–то — и найти здесь официальную работу...

Прямая речь

Владимир Марудин:

— Бывает, что некоторые уже готовы покинуть наш дом и отправиться жить самостоятельно. Однако они этого не хотят: или некуда идти, или сложно найти работу, или страшно заново начинать жить. Тут поддержка родственников необходима, а в большинстве случаев их либо нет, либо они уже не хотят человека видеть. Мы же на своем примере доказали, что если создать правильные условия, такие люди могут жить полноценной жизнью, без постоянного надзора медицинского персонала.

savitskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter