Только по рецепту?

«Лекарственной» проблемой, судя по почте, читатели «СБ» озаботились еще в конце прошлого года, когда прошел слух, будто с января без рецепта не купишь даже аскорбинку...
«Почему в аптеках даже пустырник, даже настойка боярышника продаются только по рецептам?» — с таким вопросом в последнее время все чаще звонят в редакцию читатели. «Не поверите, — говорит минчанка Ольга Петровская, — но я собственными глазами видела приписку «Отпускается по рецепту врача» даже над горчичниками!»

«Лекарственной» проблемой, судя по почте, читатели «СБ» озаботились еще в конце прошлого года, когда прошел слух, будто с января без рецепта не купишь даже аскорбинку. Сразу после праздников появились и первые «пострадавшие», которых отправили из аптеки за рецептом на привычный препарат. Это значит — нужно идти в поликлинику, где запись, очереди, кашляющие–чихающие... «И все ради какой–то там «бумажки»! — топает ногами в коридоре 6–й минской поликлиники очень занятой мужчина. — У меня работа горит!» Очередь тут же начинает живо обсуждать, кто и какие сюрпризы обнаружил в аптеке.

Удастся ли мне, как уверяют, невозможное: купить без рецепта, ну, скажем, ампициллин? Удивительное дело: в трех аптеках из шести, которые я обошла, удалось. Пока... «Ну ладно уж, выбивайте в кассе», — устало вздыхали провизоры. В двух разговор был примерно такой. «У вас на ампициллин нужен рецепт?» — «У нас все антибиотики по рецепту! Вообще–то... А сколько вам?» И только в одной провизор готова была лечь костьми, но не дать мне ампициллин: «У нас новые правила! Никаких исключений». Ей вторят и участковые терапевты: если раньше достаточно было просто написать рекомендацию, то теперь чаще всего нужен рецепт. На антибиотики, препараты при заболеваниях центральной нервной, сердечно–сосудистой систем и другие серьезные лекарства — однозначно.

Ужесточение отпуска лекарственных препаратов в Беларуси набирает обороты. Потому что любой из них, по мнению медиков, таит в себе опасность. В санатории–профилактории Гомельского отделения Белорусской железной дороги, к примеру, обнаружили, что эксцессы вызывают порой даже витамины группы В и активированный уголь. «Если мы дадим населению выбирать себе сильные лекарства, то превратимся в нацию хронически больных людей, — комментирует ситуацию начальник управления организации медицинской помощи Минздрава Александр Цыбин. — В списке безрецептурных препаратов сегодня более 400 наименований, и мы будем его расширять. Однако бесконтрольную продажу лекарств, которые отпускаются по рецептам во всех странах мира, нужно прекращать. Это общеевропейский стандарт: рецепт — лекарство». Речь пока идет о том, чтобы вывешивать список безрецептурных препаратов в аптеках и строго его придерживаться. Участковым же рекомендуют запасаться готовыми формами, клише, чтобы вручать пациенту вожделенный рецепт как можно быстрее. Как приживается новый порядок, Минздрав намерен проанализировать через полгода. Главное — не допустить в этом деле головотяпства и перестраховки. Строгость и точность нужны, бюрократические фокусы — нет!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter