Только очень жди!..

За каждым найденным человеком в программе “Жди меня” — огромная и кропотливая работа большой команды

За каждым найденным человеком в программе “Жди меня” — огромная и кропотливая работа большой команды

“Жди меня, и я вернусь...” — знаменитые строки из стихотворения Константина Симонова, встречавшегося со смертью на Буйничском поле под Могилевом вместе с бойцами 388-го стрелкового полка Красной Армии под командованием легендарного полковника Семена Кутепова, набатным звоном звучат в судьбах всех, кто помнит не вернувшихся с поля боя. Многие до сих пор не теряют надежды хоть что-то узнать о пропавших без вести родственниках и друзьях. 

Среди анкет, поступающих в редакцию международного проекта “Жди меня”, немало таких, где в графе, определяющей давность поиска, значатся годы Великой Отечественной войны.

...В 1941 году Александру Волчкову было сорок лет. За несколько месяцев до начала войны он по службе был переведен из Могилева под Белосток. На 22 июня было намечено новоселье, Александр с семьей должны были въехать в новую квартиру. Поезд, в котором находились его жена и дети, в Волковыске разбомбили немецкие самолеты, но семья Александра чудом осталась жива. Он не знал об этом, как и его родные по сей день ничего не знают о судьбе красного командира Александра Волчкова. Но и спустя 73 года его внук и дочь, которой в начале войны было всего восемь лет, не теряют надежды хоть что-то узнать. “Понимаем, что это практически нереально, а ВДРУГ?!” — написал внук Александра Волчкова Евгений Карпович.

О том, как случается это “вдруг”, мы беседуем с шеф-редактором программы “Жди меня. Беларусь” на телеканале ОНТ Викторией Байбуриной.

Работа за кадром

— Поиски людей, чьи судьбы так или иначе связаны со Второй мировой войной, усложняются не только давностью тех событий, — говорит Виктория. — Многих участников разбросало по всему миру: кто-то был в плену, кого-то угнали на принудительные работы, и они остались в эмиграции, кто-то не вернулся из эвакуации. Много случаев, когда, потеряв родных, люди создавали другие семьи, меняли фамилии.

Благодаря проекту “Жди меня” встречаются уже потомки тех, кого давным-давно разлучила война. Фамилии разыскиваемых людей удается найти на мемориальных плитах воинских захоронений.

Белорусские зрители телепрограмму “Жди меня” ассоциируют с ее ведущими — известными актерами Михаилом Ефремовым, Машей Шукшиной в Москве и Дмитрием Пустильником, Юлией Кадушкевич в Минске. За кадром остается работа журналистов, операторов, которые своими сюжетами помогают выстраивать фабулу каждой истории. Жаль, конечно, но таков ее формат. На переднем плане — людские судьбы.

От Японии до Кубы

— Первый выпуск белорусской версии популярной программы вышел в эфир 31 октября 2009 года, — напомнила Виктория. — За четыре с лишним года в нашу редакцию поступило около 25 тысяч заявок. Более тысячи человек найдено. Тридцать три истории сейчас готовятся к эфиру. Но это лишь малая часть того, что происходит за кадром.

Поиски по заявкам из Беларуси ложатся на плечи не только сотрудников местной редакции. К ним подключаются участники проекта и добровольные помощники из разных стран, в том числе из тех, где нет редакций программы “Жди меня”. Большую роль играет в этом деле интернет-сайт www.poisk.vid.ru. Там можно оформить заявку на поиск человека, поинтересоваться, не ищут ли тебя, оставить сообщение, а если есть возможность, оказать помощь в поисках, которые проводятся во многих странах мира. Людей находили в Аргентине, Великобритании, Испании, Конго, Японии, на Кубе...

Но не только война разлучала людей. Жители огромного Советского Союза после его распада оказались в разных государствах. Приходится разыскивать и таких. С помощью проекта “Жди меня”, к примеру, нашли друг друга братья, один из которых живет в России, а другой — в Беларуси. Сын-литовец отыскал отца в Минске, а отец из Могилевской области — дочь в Латвии...

Не теряя надежды

А бывает и так, что даже в одном городе люди ищут и пока не могут найти друг друга. В частности, есть заявка, автор которой разыскивает человека, чтобы отдать фотоаппарат, который тот забыл, помогая поднести тяжелые вещи.

В одной из историй, показанной в белорусском выпуске программы “Жди меня”, рассказывалось о том, как двоюродные сестры живут в десяти минутах ходьбы друг от друга. Возможно, они даже встречались, но познакомились девушки только в минской телестудии.

“Я хочу найти своего дедушку, а моя мать — своего отца”, — написала Наталья Владимировна Гололобова. После освобождения из фашистского рабства бывшая узница встретила парня. Они полюбили друг друга и, возвратившись в СССР, стали жить в Витебской области. Затем возлюбленный уехал к себе на родину, в Украину... Поиски продолжаются уже почти двенадцать лет.

А ведь случалось, что и через тридцать лет люди находили друг друга. Хорошие новости могут прийти в любую минуту, и помочь в этом может, пожалуй, каждый. Иной раз достаточно просто внимательно выслушать истории тех, кто рассказывает о своих поисках в эфире. Не исключено, что они ищут людей, которых вы знаете.

Но главное — не терять надежды. Чтобы, получив однажды долгожданную весточку, вспомнить стихотворение Константина Симонова: “Просто ты умела ждать, как никто другой...”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter