Источник: Знамя юности
Знамя юности

Посчитать за пять секунд. Посмотрели, как прошел чемпионат по ментальной арифметике среди школьников

Только бусинки стучат

Видели когда-нибудь, как дети во время решения математических примеров делают странные движения руками? Как вы догадались, речь идет о ментальной арифметике – специальной технике вычисления при помощи воображаемых счетов. В минувшую субботу корреспондент «Знаменки» побывала в средней школе № 224 Минска на первом чемпионате по скоростному сложению и вычитанию среди учеников начальных классов города.

Перед стартом соревнований – разминка

Участвовать в соревнованиях изъявили желание около ста учащихся из 50 учреждений образования. С утра ученики собрались у входа в школу и с нетерпением дожидались начала турнира. У каждого ребенка в руках счеты. Не такие, как в советских фильмах, а небольшого размера. Интересуюсь у одного из мальчишек, что это за девайс. Четвероклассник объясняет:

– Это абакус – счеты, у которых по пять бусин в каждом ряду. Передвигая их в разные стороны, можно быстро узнавать сумму и разность чисел. Сначала нас учили считать на нем, а потом представлять его и решать примеры в уме.

Чемпионат проходит в два этапа. Первый – вычисления на абакусе, второй – ментальная арифметика, то есть быстрый счет в уме. Интересно, как школьники справятся с заданиями?


До начала турнира остаются считаные секунды, участники заняли свои места в классе. Перед стартом соревнований – разминка. Детям предлагают несколько простых упражнений. Например, одной рукой изобразить жест «окей», второй – «зайчика» (разведя указательный и средний пальцы). Затем поменять знаки каждой руки. Большинство ребят с заданием справились, но с послед­него ряда послышалось возму­щенное:

– Как вы это делаете?

На первый взгляд, упражнение несложное. Решила попробовать. Спустя несколько минут окончательно запуталась и бросила эту затею. Посмотрим, смогу ли решать примеры быстрее школьников.

Школьники решают примеры в уме

В обоих турах три категории сложности: одно-, дву- и трехзначные числа. Цепочки цифр выводятся на экран и озвучиваются – так дети могут воспринимать задания на слух и визуально. На столах только бланк для ответов, ручка и абакус. Телефонами, калькуля­торами и другими устройствами пользоваться запрещено.

Как только на экране появляется первая задача, дети сосредоточенно принимаются за дело. Слышится только стук бусинок. Первые 12 примеров – вычисления с однозначными числами. Они оказались довольно простыми – справляюсь даже без подручных средств. Незаметно подглядываю в бланк ответов одной из участниц. В последней задаче я получила ответ «семь». Посмотрим, не сбилась ли школьница. Наконец, она аккуратно выводит в бланке ту же цифру.


Посчитать в уме двузначные числа оказалось посложнее. С каждой цепочкой условия задачи озвучивались все быстрее и быстрее. Пока пыталась вычислить, сколько будет 81 + 17 – 47, пропустила половину цепочки. Неужели дети успели? Заглядываю в несколько листочков и вижу одинаковый ответ: 51. Что же, надеюсь, участники справились успешно.

Наконец, настало время самой сложной части: сложение и вычитание трехзначных чисел. По складу ума я гуманитарий, поэтому не особо рассчитываю на свои навыки, однако решаю попробовать. Жалко, под рукой нет бумаги и ручки. Так и хочется записать все числа в ряд и выполнить математические действия в столбик. Школьникам, похоже, это ни к чему: решают при помощи счетов. Но верны ли их вычисления? Во время следующей задачи прибегаю к хитрости: достаю телефон и открываю калькулятор. Считать с помощью гаджета – одно удовольствие. Не нужно переживать, что не успеешь ввести число. А вот и ответ на экране: 821. Кто-то из детей так увлекся процессом, что назвал его вслух. На что четвероклассник за первой партой грозно спросил:

– Кто подсказывает?

На бейдже мальчишки прочитала имя: Владислав. Правильно, Влад: нужно думать своей головой, а не полагаться на знания соперников. Замечаю, что свой бланк с ответами участник прикрывает пеналом. Сам не списывает и другим не позволяет. Наверное, отличник.

Владислав прошел двухгодичный курс по ментальной арифметике

После небольшого перерыва начинается второй тур. Теперь детям предстоит вычислять без абакуса. Не сбиться на этом этапе сложнее. Но юных математиков, похоже, это не пугает. Они долго тренировались, чтобы освоить ментальный счет. Не терпится увидеть, как участники будут решать задачки жестами.

На экране появляются первые числа. К моему удивлению, не все дети двигают пальцами, передвигая воображаемые бусинки. Может, как и я, по старинке складывают в уме? Организатор чемпионата Елизавета Качан поясняет:

– Суть ментальной арифметики в том, чтобы постепенно отходить от использования абакуса. Поначалу детям трудно полностью отказаться от счетов, поэтому они выполняют движения руками, имитирующие перекидывание бусин. После, когда отработана техника на воображаемом абакусе, пытаются вычислять неподвижно.

В конце дня жюри подвело итоги и определило тройку лучших.  Победителем стала ученица средней шко­лы № 52 Алина Колодинская, на втором месте – учащийся средней школы № 42 Влад Лаврецкий, бронза у представителя гимназии № 33 Максима Гринько.


gardevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter