Продуктивность дойного стада крайне низка

Только буренка знает, почему молоко пропадает?

Более половины хозяйств перешли на промышленное производство молока, но из-за несоблюдения технологии молочно-товарные комплексы дают только 52 процента всего объема этого продукта. Минсельхозпрод требует, чтобы на современных МТК производили до 90 процентов молока. 



Тревожная ситуация стала темой обсуждения на очередной утренней планерке в Минсельхозпроде. Глава ведомства Леонид Заяц побывал в одном из хозяйств Докшицкого района и своими нерадужными впечатлениями поделился со специалистами. «В современном доильном зале с высокотехнологичным оборудованием люди в принципе не понимают технологии доения. Растелилось 260 голов, а работники не понимают, как за ними необходимо ухаживать. Зоотехник «не выговаривает» всех технических вопросов, технология перевернута с ног на голову», — справедливо возмущается министр. 

Низкую продуктивность молочного стада нельзя объяснить только объективными причинами. Все зависит от профессионализма, умения организовать производство руководителя и специалистов. Анализ работы в 2013 году показал, что упущенная выгода превысила 13 триллионов рублей. По предварительным расчетам, такие же значительные финансовые потери были и в минувшем году. 

Вот яркий пример хозяйств Витебщины, у которых практически равные условия производства, но при этом совершенно разные показатели эффективности: ОАО «Хотилы-Агро» Поставского района по сравнению с КСУП «Озерцы» Глубокского имеет в 2 раза выше продуктивность дойного стада, в 60 раз больше прибыли на балло-гектар. Соответственно, в 3 раза больше выручка на работника (342 миллиона рублей), в 2 раза больший уровень среднемесячной заработной платы (5,7 миллиона рублей). Никакой помощью со стороны государства не удастся компенсировать халатность и бесхозяйственность в организации производства. 

Кроме того, принципиально важной сегодня стала учеба кадров. Тысячи новых доильных залов сами по себе производство молока не увеличат. А вот негодные корма, вызванные ими болезни животных, никудышная работа ветврачей привели к тому, что средняя продолжительность жизни коровы в стране — полторы-две лактации вместо возможных 4—7. Вот где основные затраты, недополученная продукция, упущенная выгода: животное ведь начинает себя окупать и приносить прибыль только после третьего отела. 

За 2014 год из основного стада выбыло более 420 тысяч голов, или 30 процентов от их наличия. Самый высокий процент выбраковки в Брестской, Гродненской и Минской областях — по 32 процента. Причина – несоблюдение технологий во всем: от заготовки кормов до выращивания телят. 

По-прежнему остается низким и выход телят. В среднем по республике получаем 74 теленка в расчете на 100 коров — уровень 2013 года. В 38 хозяйствах еще меньше: 50 голов на 100 буренок. А между тем только на продаже телят и нетелей можно получать солидный доход в валюте. К примеру, китайские сельхозпроизводители готовы купить 100 тысяч телочек. Умножаем на семь долларов за килограмм и получаем колоссальную сумму. Российским аграриям тоже нужен молодняк, а мы эти экспортные ниши упрямо игнорируем.

Парадоксальная ситуация: последние 3—4 года и специалисты аграрного ведомства, и ученые постоянно и настойчиво объясняют, почему падает производство, и называют конкретные причины снижения продуктивности дойного стада. Но, оказывается, легче построить комплекс, обеспечить его кормами, чем отучить людей работать по старинке. Между тем технология промышленного производства — это жесточайшая технология, и мелочей здесь быть не может. Молочное производство в стране должно развиваться в формате «3К» — кадры, корма, коровы. При выпадении хотя бы одного из этих элементов задача не решается.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter