Белорусскому топливу нет равноценной альтернативы на украинском рынке

Только бизнес, никакой политики

«Нефтянка», пожалуй, самая политизированная и зарегулированная отрасль. По крайней мере, в глобальном разрезе. Но на международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница», организованной «Белоруснефтью» и BelOil, при упоминании санкций все только пожимали плечами. Есть такая неприятность. Но надо дальше работать. На конференцию собрались-то представители бизнеса, люди прагматичные и мыслящие реальными категориями выгоды и эффективности. И политические амбиции разных стран воспринимаются в данной среде как досадный шум. Символично, что в этом году среди партнеров конференции в Минске доминирующее положение занимали украинские компании. Что выглядит вполне логично: наше топливо занимает значительную долю на рынке южной страны, дает заработать десяткам (мультипликативно — сотням) украинским компаниям. Поэтому они всячески поддерживают и даже расширяют взаимодействие с белорусской «нефтянкой», стараясь оставлять «за скобками» не самую дружественную политическую риторику.

Внешнее давление 

На украинскую энергетику давит валюнтаризмом внешняя политика. Недавно Киев продлил запрет на импорт электроэнергии из Беларуси и России. Объясняет сей шаг необходимостью влиться в европейскую энергосистему. Как взаимосвязаны эти два процесса, сказать сложно. 
Но момент украинские власти выбрали не самый удачный: в ЕС нарастает серьезный энергетический кризис. А ведь холода еще не пришли. Невзирая на приближающуюся зиму, страна наступила еще и на газовую трубу. Скандал из-за контракта Венгрии с «Газпромом» грозит вылиться в «убийство» странной схемы с реверсными поставками голубого топлива из Европы. 
По большому счету, ни для кого не было секретом, что реверс был «бумажный». Киев отбирал транзитные объемы российского газа, а по документам оформлял «прокачки». При этом сохранял гордый вид: мол, с Москвой дела не имеет. На этот секрет Полишинеля не обращали внимания. Но украинские руководители сами себя выпороли: разобиделись на контракт между «Газпромом» и Венгрией на поставку газа через Южный поток. Почему-то в Киеве решили, что такие вопросы с ними должны согласовывать. 

Шантажируют перекрыть транзит газа в Восточную Европу. Не знаю, насколько они испугали европейцев, но остается открытым вопрос: из каких источников будет черпать газ сама Украина? А холода не за горами. Слава богу, рынок нефтепродуктов «держит» частный сектор, поэтому на нем присутствует больше рациональности, чем в других сегментах энергетики. 

Недавно Владимир Зеленский дал суровое указание: разобраться с нефтепереработкой. Другими словами — увеличить объемы производства. Сказать легко, а избавить Украину от зависимости от импорта топлива сложно. Точнее — невозможно. По крайней мере, в обозримой перспективе. 

Некогда в стране было шесть НПЗ, которые перерабатывали более 60 миллионов тонн нефти. Но «в строю» остался только один — Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. Недавно он увеличил объемы переработки почти в два раза — до 14 тысяч тонн в сутки. Но принципиально это структуру рынка не изменит. Впрочем, специфика украинского рынка — присутствие больших объемов контрафактной продукции. Ее доля достигает 20 процентов от розничных продаж. 
В стране есть два десятка мини-заводов, представляющих собой страшные ржавые конструкции, которые с горем пополам способны осуществлять первичную перегонку нефти. Качество продукции ужасное, она вредна и для экологии, и для двигателей, но на заправках продается с огромным дисконтом, что привлекает покупателей, однако создает недобросовестную конкуренцию. 

Внутренние проблемы

Если говорить о масштабном возрождении нефтепереработки на достойном технологическом уровне, то это весьма сложный и дорогостоящий процесс. Потребуются миллиарды долларов инвестиций. А «нефтянка» сейчас не стоит в приоритете у крупного международного капитала. Причин много. Это и монетарная политика США и Европы, которая привела к высокому спросу на акции именно технологических компаний. И агрессивная риторика по борьбе с карбоновым следом. Именно по этой причине разведанные запасы нефти в мире находятся на историческом минимуме: ощущается недофинансирование. Кроме того, в 2025 году планируется запуск в эксплуатацию достаточно серьезных нефтеперерабатывающих мощностей в районе Суэцкого канала. Предполагается, что новые заводы несколько изменят структуру и конфигурацию на европейском топливном рынке. Конкуренция однозначно усилится. И на этом фоне создавать новые компании даже в импортозависимой от нефтепродуктов стране, такой как Украина, весьма рискованно. Поэтому, несомненно, прекрасно, что сосед развивает собственное производство. Однако вытеснить импорт за счет собственной продукции однозначно почти нереалистично. 

Выгодное решение 

С одной стороны, такая ситуация беспокоит легальных поставщиков. С другой — широкая «серая зона» создает определенные преимущества. В частности, для нас. Генеральный директор ОАО «БНК-Украина» Евгений Поспелов обращает внимание: 
— Белорусская продукция — самая качественная на украинском рынке. Украина санкции не поддержала, сотрудничество продолжается. Обороты только растут. С клиентами у нас выстроены партнерские, дружеские отношения. Сотрудничество с белорусскими НПЗ дает возможность Украине иметь нормальные цены при высоком качестве. 
Надо отметить, что белорусские поставщики не раз выручали южного соседа в непростых ситуациях. В частности, когда в феврале прекратил работать трубопровод, который поставлял продукцию из России, наша страна «закрыла брешь». 

Евгений Поспелов отметил: Украина обладает хорошей диверсификацией поставок топлива, растут объемы перевалки через морские посты. Однако по логистике белорусская продукция самая выгодная. Мозырский НПЗ расположен всего в 50 километрах от белорусско-украинской границы. Кроме того, ­МНПЗ в свое время строился именно под потребности Украины. 
Словом, как бы ни складывалась геополитическая конъюнктура, но украинскому бизнесу выгодно сотрудничать с белорусскими нефтепереработчиками. 
Многие крупные профильные украинские компании позиционируют себя на рынке как продавцы именно белорусского топлива, так как оно качественное. Соответственно, для таких фирм смена поставщиков влечет полную смену архитектуры своего бизнеса. Поэтому можно с уверенностью сказать, что альтернативы белорусским поставкам нефтепродуктов пока нет. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter