Только без паники

Что же это за феномен такой, паника?..

Слово «паника» есть в лексиконе у каждого. Чувство тревоги, волнения, страха закономерно, когда есть чего бояться. Оно даже помогает: в кровь выбрасывается гормон стресса адреналин, заставляющий человека совершать поступки, которые он никогда бы не сделал в «трезвом» уме. Например, спасаясь от пожара, даже самый последний трус может выпрыгнуть из окна. Другое дело, когда волна паники накрывает внезапно, где угодно, обретая вполне физическую форму: сердцебиение резко учащается, начинают дрожать или неметь конечности, бросает в пот, теряется чувство реальности, становится трудно дышать... «Это так страшно, что я уже мысленно прощался с жизнью», — признаются потом те, кто это пережил. Что же это за феномен такой, паника?


На ровном месте


«В первый раз это случилось со мной примерно полгода назад поздно ночью, — вспоминает дизайнер Вероника Никонова. — Решила пораньше лечь спать. Уснула быстро, но спустя часа два начала понимать: что–то не так. Казалось, я не сплю, а брежу, сознание бодрствует, а тело в «отключке». Постепенно стало появляться чувство беспокойства. Затем стали неметь руки, ноги, я уже не могла их контролировать. А сердце словно вот–вот выпрыгнет из груди! Дальше начались сильные судороги конечностей, руки и ноги посинели. Больше всего я испугалась, когда стала терять чувство реальности. Закончилось все вызовом «скорой». После быстрого первичного осмотра медики задали лишь один вопрос: был ли за последний день у меня сильный стресс? И я ответила: был...»


А это, в свою очередь, было одно из его проявлений — приступ панической атаки. От подобного казуса никто не застрахован: по некоторым данным, такие приступы случаются у 40 процентов взрослых людей разного возраста, социального статуса и интеллектуального уровня. Однако до нужного врача — психотерапевта — добираются лишь на второй–третий раз. От испуга просто набирают «скорую». И напрасно. Медики лишь в одном смогут помочь: заверить, что реальной опасности для жизни нет.


Вообще говоря, спровоцировать эти малоприятные симптомы может практически что угодно. «И стресс — например, развод, смерть близкого человека, и неправильный распорядок дня, и большая умственная, психическая или физическая усталость, — перечисляет врач–психотерапевт Минского центра пограничных состояний Наталья Свидрицкая. — Жаль, что так редко об этом говорится, но часто причиной приступа становится употребление наркотических веществ и передозировка алкоголя». Как бы то ни было, организм выдает столь бурную реакцию, что возникает страх смерти или страх сию же секунду сойти с ума. Хотя видимой причины, никакой объективной угрозы нет и в помине. Есть только невидимые, подспудные «катализаторы».


От родителей — детям?


Некоторые психоаналитики уверены, что склонность к панике закладывается в очень раннем, буквально младенческом возрасте, когда ребенок остается в кризисной ситуации без маминой поддержки. Тогда–то он и испытывает впервые ужас перед смертью и закладывается модель реакции на стресс, в том числе в виде приступа паники. Правда ли это?


— Скорее, тут справедливо говорить о механизме возникновения фобий, которые и порождают в той или иной ситуации боязнь смерти, — поправляет Наталья Свидрицкая. — Малыш поехал один в лифте и застрял между этажами — это риск развития клаустрофобии, потерял маму на улице — может возникнуть агорафобия. Здесь панические атаки — не основное заболевание, а следствие». Хотя действительно есть так называемые тревожные семьи. Где, например, все говорят на повышенных тонах или ребенку не позволяют и шагу самостоятельно ступить, или постоянно вбивают в голову: ты везде должен быть лучшим! Он находится постоянно либо в состоянии стресса, либо под психологическим прессингом. А это закладывает основу для развития панических атак.


Проблема еще и в том, чтобы осознать, что происходит, а не бежать, как это у нас часто бывает, с внезапно участившимся сердцебиением — к кардиологу, с вдруг онемевшими руками — к неврологу. Или, наоборот, закрываться от всех в своем мучительном состоянии. Специалисты утверждают, что это случается в основном по двум причинам: либо человек внушил себе «к психотерапевтам обращаются только психи!», либо «заложнику паники» просто удобно находиться в ее узах. Представьте себе, один из пациентов Натальи Свидрицкой целых шесть лет не выходил из дому! Началось все с того, что он впал в острейший приступ паники на автобусной остановке. Причем настолько, что едва нашел в себе силы попросить окружающих о помощи. Насмерть перепугавшись, он решил устроить себе жизнь отшельника. Но, к счастью, в один прекрасный день понял, что жизнь проносится мимо, и обратился к врачам.


Кстати, некоторые извлекают выгоду из своего диагноза. Да–да, мучительные волны паники порой даже используют для манипуляции окружающими. «О, нарочно изобразить такое невозможно! — рассказывает Наталья Ростиславовна. — Трясущиеся руки, судороги, буквально ежесекундно меняющийся цвет лица, затрудненное дыхание, слабость, дезориентация... Все вокруг сразу пугаются и начинают хлопотать, пытаться помочь. Кое–кому из больных очень даже нравится такое положение вещей, и они не собираются выздоравливать. Вот это и называется «удобно».


Удобно — не бороться (а методик борьбы с панической атакой масса — от приема специальных медикаментов до тренинговых курсов, когда пациента, например, нарочно бросают в кризисную ситуацию и учат справляться с ней). Удобно — не искать в жизни цель. А ведь когда действительно есть к чему стремиться, замечают врачи, места в душе для внутренних конфликтов практически и не остается.


Техника безопасности


Приступ паники может длиться и 20 минут, и дольше. Как его облегчить? Вот что советует Оксана Лазовская, психотерапевт Минского центра пограничных состояний.


Специально для снятия приступов паники был придуман метод «бумажного пакета»: в него нужно сделать несколько вдохов и выдохов. Дело в том, что во время приступа человек начинает учащенно дышать, кровь перенасыщается кислородом, что только поддерживает паническую реакцию. На Западе, кстати, люди ничуть не смущаются носить бумажный пакет с собой и периодически дышать в него, когда накатывает страх.


Постарайтесь полностью расслабиться. Для этого нужно, например, чередовать напряжение мышц с их расслаблением (5 — 7 секунд — напряжение, 20 — 30 — расслабление). Помогает также массаж головы, шеи, плеч и ступней.


Как средства профилактики хороши, во–первых, прогулки, пробежки, танцы, плавание, теннис. Во–вторых, «отрыв от реальности» — поездки, хороший фильм, интересная телепередача или книга, «игра в образы» (смысл в том, чтобы представить себе приятную картину, прочувствовать все цвета, звуки и запахи, сохраняя образ в течение нескольких минут). В–третьих, медитация. В ней есть три закона: удобное положение, неподвижное состояние и фокусировка внимания на каком–либо предмете, звуке или процессе в самом себе. Главное, концентрироваться только на этом!


Спиртное? Категорически нет! На короткое время, возможно, и снизится тревога, но как только начнется распад алкоголя, интоксикация даст толчок следующему приступу. Помните: часто паника так и возникает — после всякого рода возлияний.


Валидол, валерьянка, корвалол — о них лучше не вспоминать. Мало того что не помогают в таких ситуациях, так еще вызывают зависимость.


Совет родным и близким: знайте, что паника — состояние тяжелое, но не смертельное. Максимум, что вы можете сделать в момент приступа, — взять за руку, поддержать, подать бумажный пакет. Можно попытаться и поговорить, но обычно паникующему даже трудно усидеть на одном месте, ему надо убегать, спасаться! Поэтому не надо настаивать, наседать, просто запаситесь любовью и терпением...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter