Прежде чем попасть по программе «Учитель для России» в новенькую школу в Отрадном под Воронежем, 28‑летний Владимир Чехович выучился на социального психолога, отслужил год в десантно‑штурмовой бригаде и перепробовал массу разных профессий.
Любителей поговорить молодой педагог подключал к диалогу на изучаемую тему.
Как вести себя с детьми и строить урок, в летнем лагере научили программы. Тем не менее первый урок был как первый прыжок с парашютом.
Владимир написал на доске свое имя, рассказал о себе, потом попросил старшеклассников сообщить о себе ту информацию, которую учителю полезно было бы знать. Ребята написали действительно важные вещи. Один, например, признался, что стесняется отвечать у доски, — теперь учитель его больше письменными заданиями загружает.
Балагурам, которые есть в каждом классе, Чехович давал какое‑нибудь занятие, чтобы были на виду. Шумят и шутят дети, чтобы привлечь к себе внимание, — потребность у них такая. Если усадить такого, к примеру, управлять проигрывателем во время показа учебного фильма да еще назвать при этом диджеем — и сам заводила будет доволен, и дисциплина не пострадает. Любителей поговорить на уроке подключал к диалогу на изучаемую тему.
— Понятно, что «раскрыли тетради и записываем» — это скучно, не всякий так 45 минут высидит. Поэтому я говорю от силы минут 15, а дальше начинается диалог с классом.
Армейская закалка пригодилась учителю ОБЖ и в школе — предмет все‑таки полувоенный. Что такое строевая подготовка, как устроен солдатский быт, Владимир знает не понаслышке. Да и автомат он разбирает вдвое быстрее норматива, за 23 секунды. С интересом слушают ребята рассказы о десантировании, марш‑бросках. Отправиться весной всем классом в поход договорились еще в начале года, но помешал коронавирус.
— На дистанционке я задавал больше самостоятельных работ, причем старался дать какие‑то дополнительные знания и навыки. Например, мы изучали экологию мирового океана — это тоже безопасность, только не одного человека, а всего человечества. Потом я попросил подготовить буклет на эту тему, и приятно было, что некоторые ребята отнеслись к заданию творчески: сделали втрое больше необходимого объема, сверстали буклет в выбранной ими, а не указанной мной программе.
Несмотря на скомканную концовку учебного года, новая работа Владимиру Чеховичу нравится:
— Все довольно разнообразно: новые классы, курсы. Да и с детьми интересно.
Любимая работа приносит «учителю для России» 51 тысячу рублей в месяц. 10 000 он отдает за съемную квартиру, еще 4000 забирают коммунальные платежи и связь. На 12 тысяч в месяц Чехович питается. Транспортных расходов у него нет — школа в трех километрах, пока шли занятия, туда подвозил живущий рядом коллега. Остальные 20 тысяч... растворяются.
— Финансовая грамотность у меня хромает, — признался педагог. — Когда время от времени пытаюсь анализировать траты, выясняется, что сорю деньгами в кафе. Иногда удается что‑то откладывать, но не системно.
ПАСПОРТ ШКОЛЫ
Школа № 2 в поселке Отрадное Воронежской области работает с сентября 2019 года. Здесь учатся 819 школьников, с ними работают 42 педагога. Средний возраст сотрудников — 35 лет.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ ОТ ВЛАДИМИРА ЧЕХОВИЧА
Следите за словами. Большинство конфликтов возникает на ровном месте. Один сказал что‑то не так, другой его не так понял, и понеслось... А если разбираться, никто никого не собирался обижать. Просто не те слова выбрал и сказал их не подумав.
Учите матчасть. Многие неприятности происходят из‑за незнания людьми устройства приборов и механизмов, с которыми они взаимодействуют. Или неумения вовремя распознать опасную неисправность. Начать следует с изучения инструкции по эксплуатации — как ни странно, эти полезные книжицы мало кто читает.
Сначала думайте, потом делайте. «Мне бы самому неплохо этому научиться», — признался Владимир.
Не бойтесь и не паникуйте. Паника — самое непродуктивное состояние в экстренных ситуациях. Она не только не помогает спастись, но и передается окружающим, усугубляя проблему. В любой беде прежде всего надо успокоиться. Самый простой способ: несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть. Затем трезво оценить обстановку, выработать план решения проблемы и действовать.
Антон Валагин
antivalagin@yandex.ru
Чему учит воронежских школьников бывший десантник
Только без паники
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.