К 2020 году наши инновационные зарядки для электромобилей установят по всей стране
Сегодня по Европе катается около миллиона электрокаров и подзаряжаемых гибридов, а к 2025 году и вовсе пророчат бум — их будет 80—100 миллионов. Скоро и наши ученые представят первый опытный образец электромобиля. Готова ли к этому инфраструктура и как мы будем заправлять «авто от розетки»? Увы, ситуация с общественными зарядками пока оставляет желать лучшего. Но скоро все кардинально изменится. Наши разработчики презентовали ноу-хау — инновационные электрозарядные станции появятся у трасс, торговых центров, в зонах отдыха. Корреспондент «Р» узнала все о новинке.
Автогиганты внезапно ускорились
С Кириллом Васильевым и Кириллом Михайловым я познакомилась во время ярмарки инновационных идей Smart Patent. На знаменитой площадке, которая уже шесть лет привлекает внимание инвесторов, громко заявил о себе их новый проект для электрокаров. Идея получила высокую экспертную оценку. И оправданно: всего за полгода два Кирилла и их команда разработали не только устройство для зарядки, но и систему, по которой сеть ЭЗС сможет на автомате работать в любой точке страны. Сегодня уже ищут площадку для монтажа первой публичной зарядки. А к концу мая в Минске появятся несколько таких точек.
— В начале XX века в мире по дорогам рассекало около 30 тысяч электрокаров. Но позже их вытеснили авто с бензиновыми двигателями, и электромобили перестали так массово выпускаться, — Кирилл Васильев начинает с небольшого экскурса в историю.
Сегодня мировые автогиганты внезапно ускорили планы по производству электромобилей и наперебой анонсируют выпуск новых моделей. Если их суммировать, то через 7—8 лет цифра достигнет 30% от всего продаваемого нового транспорта. К примеру, европейцы только за прошлый год приобрели более 500 тысяч электрокаров и подзаряжаемых гибридов. По американским дорогам уже ездит более полумиллиона электромобилей, все больше «зеленых» авто появляется и в Азии — в связи с этим в Китае до конца 2018 года установят около 800 тысяч электрозаправок.
Пока 30, будет больше
А что у нас? Пока по стране ездят лишь около 30 счастливых обладателей революционных авто. «Владельцы заправляют машины дома — в частных гаражах или на крытых подземных парковках. В Минске и регионах пока нет удобных мест для зарядки», — Кирилл Васильев предлагает прокатиться по нескольким точкам. Одна «розетка» не работает, ко второй просто так не пробраться — дорогу преграждает шлагбаум. Еще одна точка и вовсе находится почти на окраине города.
— Расположение невыгодное. Пока ждешь два-три часа зарядки, податься некуда, — рассуждает мой спутник. — Другое дело, если такие точки будут в местах массового притяжения людей. Идем пообедать в кафе, и разработчик объясняет: сейчас мы могли бы вставить кабель в розетку и поедать бифштекс. Также во время шопинга: оставить машину у ТЦ и зарядиться энергией. В кино, театре, на работе — вы чем-то заняты, а электрокар набирается сил.
— За границей практически на всех паркингах есть точка для зарядки автомобилей. А для нас пока сложно представить подобные столбики с «пистолетами», которые стоят на каждом шагу. Это так же удивительно, как когда-то воспринималось городское освещение. Фонари казались людям чем-то из разряда фантастики. Но временем движут технологии, — объясняет Кирилл.
Кому это удобно
Правда, в той же Европе пока существует немало трудностей. Взять хотя бы способ оплаты «топлива». Как и на обычных АЗС, энергию для электротранспорта продают отдельные операторы. У каждого своя система зачисления денег — чаще всего по банковской карте или специальной смарт-карте.
— Первый метод достаточно рискованный — мошенникам несложно добраться до ваших персональных данных, которые сканируются зарядными «столбами». Во втором случае владельцу электрокара придется собрать внушительную коллекцию кусков пластика, чтобы пользоваться сразу всеми точками. Сложности с оплатой возникают и с новыми операторами в других городах, — к разговору подключается Кирилл Михайлов, второй разработчик проекта Rewatt. Молодые люди учли все слабые стороны зарубежных аналогов и создали свой инновационный продукт.
Идея Кирилла ВАСИЛЬЕВА и Кирилла МИХАЙЛОВА получила высокую экспертную оценку
— Ноу-хау в доступности и максимальном удобстве, — рассказывают они. — Водитель один раз регистрируется в специальном мобильном приложении (по принципу UBER), вводит данные своей банковской карточки. Дальше, чтобы зарядить авто, ему даже не нужно иметь под рукой телефон. В любой день и время можно припарковаться у зарядки, вставить кабель в розетку и идти по своим делам. Вернуться и снова тронуться в путь. Никаких лишних манипуляций. Нужная сумма автоматически списывается с прикрепленной карточки без какого либо участия владельца авто.
Дешево и сердито
Проблем, как случается на электрозарядных станциях за рубежом, не будет. Заправке не помешает отсутствие того же интернета. Главное условие работы — наличие электроэнергии.
— Сейчас в мире конкуренции именно такого плана нет вообще, — рассказывает разработчик. — Мы сфокусировались на создании дешевого, простого в эксплуатации способа зарядки электромобилей в городе. В то же время наша станция — сложная программно-аппаратная система, разработанная с чистого листа. Рассчитана на длительную эксплуатацию, имеет климатическую защиту. И еще море плюсов.
Потребитель выигрывает и во времени, и в деньгах. Пока мы ездим по городу на привычной машине с бензобаком, подсчитываем выгоду.
— Возьмем ситуацию, когда авто заряжается дома, по стандартным тарифам оплаты электроэнергии. Стоимость 100 километров пробега будет эквивалентна 1—2 литрам бензина. То есть этот отрезок пути обойдется водителю в среднем в 1,5 рубля. Это в 7—10 раз меньше, чем мы тратим сейчас, — калькулирует Кирилл Михайлов. — Стоимость электричества настолько мала, что потребители обычно заправляются по максимуму.
На полной зарядке можно проехать до 150 км. Сейчас выпускаются модели авто, которые потянут и 200—250 км. С 2018 года все мировые концерны начинают агрессивно развивать линейки своих электромобилей. Там уже речь о 300 км и более. В городе этого хватит с лихвой, а на долгом пути можно будет «подкрепиться» у точек зарядки.
В отличие от обычной машины электрокар практически не требует сервиса. Тестировать в электрокаре придется лишь подвеску. Больше, по сути, ломаться нечему.
Кроме этих плюсов, электрокар очень удобен в эксплуатации. И бесшумен. «Это по нраву даже тем водителям, что любят напугать бабушек ревом своего восьмицилиндрового двигателя. Они быстро переключаются и получают удовольствие от тишины», — делится наблюдениями разработчик.
Дышать нормальным воздухом
К слову, идея получила высокую оценку в профильных ведомствах страны. В продвижении проекта заинтересованы в Государственном комитете по науке и технологиям, ГПО «Белэнерго», ГП «Минский областной технопарк», Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей и других структурах. Вызвали интерес и у специалистов Белорусского теплоэнергетического института — это разработчики проекта Программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта в Беларуси. Rewatt также рассчитывает на плодотворное сотрудничество с заводом «БелДжи».
Рынок зарядных станций в нашей стране до 2025 года составит 1—3 тысячи объектов. В Европейском союзе к тому времени прогнозируется 1—3 миллиона таких объектов, поэтому наша продукция ориентирована и на экспорт. Проект поспособствует привлечению иностранных инвестиций и валютной выручки для страны. Разработчики надеются: «Когда мы выйдем на мировой уровень, на каждой пятой электрозарядной станции по всему свету будет написано: «Сделано в Беларуси».
ypopko@bk.ru
Фото из архива героев материала