Станут ли удобные, выгодные в эксплуатации и безвредные для окружающей среды электрокары более популярными уже в ближайшее время?

Ток и надо

Развитие электротранспорта — общемировой тренд. На улицах наших городов таких машин встречается все больше. Запуск Белорусской АЭС открывает перед нашей страной новые горизонты для применения электрической энергии. Станут ли удобные, выгодные в эксплуатации и безвредные для окружающей среды электрокары более популярными уже в ближайшее время? Об этом рассуждают наши эксперты.


Дорожная карта для электромобилей


Роль государства в развитии электротранспорта велика. Принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. Благодаря Указу Президента № 273 «О стимулировании использования электромобилей» мы не отстаем от мирового тренда. 

«Белоруснефть» активно ведет работу по созданию зарядной сети для машин. Уже построено около трехсот таких станций, до конца года их количество хотят увеличить. Уверена, в этом направлении будет работать не одна компания в стране. Конкуренция положительно повлияет на цену и качество услуг. Планируется запустить серийное производство сверхбыстрых зарядных комплексов. Сейчас проект в стадии разработки, идет изготовление опытного образца. Ожидается, что мощность 150 киловатт-час позволит заряжать авто буквально за 10 минут.

Многие автопроизводители выводят на рынок электрокары для массового сегмента. Ряд столичных фирм сегодня предоставляет такие иномарки в аренду. Но технологическое будущее невозможно без собственных разработок. Мы должны активнее предлагать свои инновационные решения — электромобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, ­электропоезда. 

Конечно, догнать мировых производителей будет непросто. Но создание собственной базы перспективной техники — это надежный задел на будущее. В Академии наук созданы участки сборки компонентов электромобилей, батарей, новейших образцов литийионных накопителей. На производство недостающих отечественных компонентов для электротранспорта планируют сориентировать белорусские предприятия. 

За два последних квартала количество электромобилей в Беларуси увеличилось вдвое и превысило тысячу. Мировой рынок электрокаров будет расти. В прошлом году таких машин на планете насчитывалось более 7 миллионов. 

Норвегия к 2025-му планирует полностью отказаться от автомобилей на бензиновых двигателях. Доля электромобилей здесь самая высокая в мире — около 40 процентов. Но в этом большая заслуга государственных льгот: электрокары не облагаются НДС и налогом на покупку автомобиля, действуют бесплатные парковки и зарядка.

Уверена, БелАЭС поможет решить нашей стране проблему энергодефицита и даст мощный импульс развитию экономики. Ведь экологически чистая энергия нужна не только для заводов и фабрик. АЭС позволит нам изменить внутренний энергобаланс и уйти от углеводородной зависимости. Также перед нами открываются возможности для развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры, что, безусловно, поможет решить ряд экологических проблем и скажется на улучшении нашего здоровья.

В стране формируется основа для более совершенной индустрии в белорусском машиностроении. Не сомневаюсь, развитие транспорта на новых источниках энергии имеет большое будущее. И роль государства в этом процессе знаковая.

Галина Лагунова, депутат Палаты представителей Национального собрания

Нужны частные инвестиции


Зарубежные электрокары пока очень дорогое удовольствие. И если для города это неплохой вариант передвижения, то с поездками на дальние расстояния возникают проблемы. Неудобства приносит нехватка станций зарядки. Маршрут нужно продумывать до мелочей, просчитывая, где и насколько придется останавливаться. Если заправить двигатель внутреннего сгорания — дело нескольких минут, то зарядить электромобиль от розетки — уже нескольких часов. Да, специалисты разработали вариант машин, которые на одном заряде смогут проехать до 600 километров. Но они очень дорогие.

В стране нужно активно развивать сеть салонов электромобилей: с гарантийным обслуживанием, сервисом. Важно не ограничиваться одной-двумя моделями. Белорусам надо предоставить выбор. Лидером рынка электрокаров становится Китай, где создают различные разновидности перспективного транспорта: от премиальных до «масс-маркета». Но у наших водителей уже на начальном этапе пользования таким авто возникнут трудности: на дисплее высветится непонятная информация в виде иероглифов. Интерфейс нужно переводить. Плюс вопросы с гарантией. Любая техника нуждается в регулярном и своевременном обслуживании — только так можно обеспечить ее нормальную работу на протяжении долгих лет эксплуатации. Однако профессиональное оказание услуг с использованием оригинальных компонентов и расходных материалов для электрокаров у нас сегодня получить трудно. 

Что еще необходимо сделать, чтобы наша страна перешла на электротранспорт? Первое. Ввести льготные ставки по кредиту и лизингу на покупку таких машин. Вспомните, как увеличились при таких привлекательных условиях продажи Geely. 

Второе. Создать для коммерческого транспорта льготные тарифы на платных дорогах либо разрешить ездить по ним без оплаты хотя бы первое время. Третье. Расширить логистику электрозаправок. Сегодня они встречаются на парковках рядом с бизнес-центрами, спортивными и культурными объектами, магазинами. Да, есть заправки на трассах по направлению к областным центрам. Но этого недостаточно. 

Использование электротранспорта приводит к созданию новой инфраструктуры, при этом востребованными становятся новые специальности. В нашем университете, который вскоре отпразднует вековой юбилей, корректируются и дополняются учебные программы. В этом году Белорусский национальный технический университет впервые провел набор на специальность «электрический и автономный транспорт». 

И еще. Сегодня мировой тренд — развитие беспилотного транспорта. Думаю, в нашей стране может появиться общественный транспорт с автоматическим управлением. Также есть виды деятельности, которые не связаны с высокой степенью человеческого присутствия, например работа самосвалов в карьере. Сейчас активно идет автоматизация этого процесса. В Беларуси, к слову, такие разработки тоже существуют. 

В перспективе техника будет двигаться по определенному маршруту с заданными остановками, минимум препятствий и взаимодействий с человеком. Можно будет одним кликом запланировать комбинированную поездку: проехать на автобусе, а потом пересесть на самокат. Сюда же примыкает и услуга совместного использования автономных электромобилей. Авто прибывает, вы проезжаете нужное расстояние, и транспорт отправляется к следующему пользователю. Конечно, сегодня это звучит как что-то фантастическое, но будущее порой ближе, чем мы думаем. И здесь нужно не только надеяться на помощь государства. Частный бизнес должен активнее направлять инвестиции в эту сферу. 

Сергей Богданович, доцент кафедры «Транспортные системы и технологии» БНТУ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter