«Около 200 резервных мегаватт можем выдать прямо сейчас»: насколько энергосистема страны готова к пиковым нагрузкам и нештатным ситуациям

Ток без резких движений

Параллельно с вводом в строй Белорусской АЭС энергосистема страны готовится к строительству пиково-резервных источников установленной мощностью до 800 МВт. В случае аварийного отключения станции они не позволят допустить серьезных перерывов в электроснабжении потребителей. Следует заметить, что установка таких устройств — это не прихоть наших энергетиков, такова мировая практика. Но вот стоит ли все энергоисточники строить с нуля либо внутри нашей страны есть резервы? И каков в этом плане международный опыт? Ответы на эти вопросы белорусские и международные эксперты искали во время семинара «Практический опыт Германии и ЕС по интеграции блок-станций в энергосистему для предоставления консолидированного резерва и балансирования мощности». 

Алексей ФИЛИНОВИЧ: «В связи с вводом АЭС нужно менять этот стереотип на 180 градусов и донести, что отопление за счет высокоэффективных технологий из электричества — это экономично и правильно».
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Нестабильная, но полезная

Мировая практика подтверждает: энергия, получаемая из возобновляемых источников, самая нестабильная, поскольку из-за своей изменчивости создает суточные энергетические дисбалансы. И все же, убеждены эксперты, малая распределенная энергетика, наряду с системами накопления энергии, — наиболее мобильный, надежный и коммерчески эффективный помощник традиционной энергетике. 

В государствах Евросоюза, например, как рассказал Алексей Филинович, директор группы IEC Energy Company GmbH, существует внутренний рынок «регулируемой энергии», которую четыре крупных оператора покупают напрямую у целого перечня специализированных организаций, сдающих в продажу излишки энергии, производимой на малых распределенных энергоисточниках. В итоге в выигрыше оказываются все. Ведь резервная энергия в случае такой необходимости может направиться к потребителю уже в считаные секунды. 

В нашей стране, по мнению Алексея Филиновича, применение подобной концепции позволило бы гармонизировать экономические отношения между владельцами блок-станций и крупной национальной генерацией, в частности ГПО «Белэнерго», а еще — максимально сохранить в эксплуатации малые энергоисточники, вырабатывающие тепло и электроэнергию. 

Кроме того, убежден Алексей Филинович, задействование существующих и вновь вводимых блок-станций и крупных потребителей-регуляторов в формате умных сетей энергоснабжения в качестве резервных и пиковых мощностей, а также для поддержки балансирования суточных графиков позволит сократить мощность устанавливаемых резервных источников с планируемых 800 МВт до 200—300 МВт. Это означает, что валютная инвестиционная нагрузка на национального генератора ГПО «Белэнерго» сократится — с нынешних 600—800 млн евро до 150—250 млн евро. 

С точки зрения экономики

Энергия ВИЭ, это подтверждает и мировая практика, самая нестабильная. И все же, убеждены эксперты, она может стать надежным и коммерчески эффективным помощником традиционной энергетике. 
ФОТО АЛЕКСАНДРА СТАДУБА.
Но будет ли выгодным внедрение технологий накопления энергии на малых энергоисточниках? Эксперты говорят о том, что за последние 5 лет стоимость такого оборудования заметно снизилась. Кроме того, системы имеют целый ряд преимуществ. И это не только возможность мгновенного ввода резерва вместо 5—30 минут, которые понадобятся, чтобы запустить специально созданные резервные мощности. Это также возможность ночного импорта из сети и утреннего и вечернего экспорта в сеть в часы максимумов нагрузки без потребления топлива и многое другое.

Существуют и другие экономические выкладки. Например, ценность электрической энергии в 3,5—4 раза выше тепловой энергии, поэтому коммерческая эффективность системы накопления электрической энергии намного выше, чем у решения с электрокотлами. Кроме того, те же тепловые насосы, используя низкопотенциальное тепло, легко преобразуют электрическую энергию в тепловую. И они в 3—6 раз эффективней обычных электрокотлов.

В энергосистеме долгое время практиковались повышенные тарифы на электрическую энергию на нужды обогрева, что, по мнению Алексея Филиновича, сформировало стереотип потребителя, что отопление за счет электричества — это дорого: 

— В связи с вводом АЭС нужно менять этот стереотип на 180 градусов и донести, что отопление за счет высокоэффективных технологий из электричества — это экономично и правильно.

Внедрение системы углубленной дифференциации тарифов с понижающими ставками в ночные часы, отмечают эксперты, будет стимулировать потребление энергии в ночное время, в том числе посредством систем накопления тепловой энергии, холода, а также накопления и хранения электрической энергии в современных Li-Ion и других аккумуляторах для последующего использования ее в часы максимумов. 

Строить, но не все

По словам руководителя Департамента по энергоэффективности Госстандарта Михаила Малашенко, сегодня в стране насчитывается около 850 МВт генерации, в том числе с использованием систем на природном газе, которые работают на предприятиях, не входящих в систему ГПО «Белэнерго». В случае необходимости эти мощности смогут поддержать энергосистему в течение 5—15 минут. 

— При необходимости они могут быть привлечены для выдачи необходимой мощности. И заместить если и не все 800 МВт, то минимум 200 МВт предполагаемых дополнительных в системе Минэнерго пиково-резервных источников.


Что касается немецкого опыта, на взгляд Михаила Малашенко, он может быть интересен с точки зрения использования распределенной генерации (блок-станций на природном газе) в части поддержания энергосистемы, увеличения выдачи мощности. Ведь в этой стране около 35 процентов электроэнергии вырабатывается с помощью источников распределенной генерации: 

— Этот опыт мы можем использовать для интеграции наших возобновляемых источников энергии, БелАЭС в энергосистему страны. 

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter