Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Благодарен «Знаменке» за исполнение мечты». Фотограф Аркадий Бирилко рассказал о месте газеты в его творчестве

«Тогда все рвались в прессу, я – не исключение»

Аркадий Бирилко 60 лет жизни посвятил фотографии. За плечами сотрудничество со многими журналами и газетами, персональные выставки и открытие собственной студии. Особое место в творческой биографии занимает «Знаменка». За чашкой кофе мэтр рассказал о смелых экспериментах и постижении Photoshop, раскрыл секрет долголетия и поблагодарил газету за осуществление мечты.


Кто бы мог подумать

Если не знать возраст Аркадия Аристарховича, то по телефону ему дашь не больше 50. Бодрый и звонкий голос на том конце провода на первой минуте разговора пригласил в гости, единственная просьба – захватить килограмм яблок. На звонок в дверь в ответ донеслось: «Проходите, открыто». Аркадий Бирилко приглашает на кухню. Пока закипает чайник, устраивается на стуле, и вспоминает юность:

– В старших классах грезил о карьере художника. Дома делали ремонт, повсюду были бесхозные обрезки фанеры и куски досок – они стали первыми холстами. Творил много, получалось неплохо, что неудивительно: хорошие оценки в школе у меня были только по рисованию и черчению.

Еще школьником Аркадий много читал, среди любимых изданий была газета «Знамя юности». Кто бы мог подумать, что спустя несколько десятилетий он придет сюда на работу. В начале 1960-х на страницах «Знаменки» появилось объявление о создании народного фотоклуба «Мінск». Одновременно в редакции организовали вне­штатный отдел фоторепортажа. Юноша заинтересовался, попросил у мамы камеру:

– Советская «Смена» – лучший подарок. Я снимал все подряд: пейзажи, портреты знакомых. Научился проявлять пленку, оборудовал в туалете мини-лабораторию. За творческую жизнь сменил десяток камер: от немецкого «Роллейфлекса» до советского ФЭДа.

Монолог прервал свист чайника. Себе Аркадий Аристархович заваривает кофе, в кружку добавляет столовую ложку ярко-оранжевого порошка:

– Это куркума, в интернете прочитал, что она заряжает энергией и придает сил. А еще друзья снабжают изюмом и финиками, они очень полезные. Это и есть мой секрет долголетия, в этом году мне 74 исполнится.


Не те ракурс и композиция

После школы Аркадий поступил на технолога радиоаппаратуры, потом несколько лет работал мастером в цехе, но о творчестве никогда не забывал:

– В то время, где-то в году 1968-м, я был активным участником «Мінска». На встречи приходили великие мастера. Я им по-хорошему завидовал – многие из них работали в организациях, связанных с полиграфией, и могли позволить себе печатать снимки на хорошей бумаге, большого формата.

Любители и профес­сионалы вывешивали на стену свои работы, и начиналось бурное обсуждение: здесь свет не очень, на другом снимке могли забраковать ракурс или не оценить композицию. Свой первый снимок Аркадий Бирилко решился выставить на всеобщее обозрение не сразу:

– Поставил цель, что не покажу свои кадры, пока не догоню по качеству других. Когда сравнялся, понял, что нужно двигаться дальше. В то время все рвались в прессу, я – не исключение.

Фотограф оставил работу на заводе, бросил мысли об аспирантуре, хотя наука тоже  была интересна:

– Писал диссертацию о сетевом планировании. Вы знали, что американцы свой полет на Луну спланировали таким образом? Я когда прочитал, так загорелся. Захотел изучить тему вдоль и поперек, даже в аспирантуру думал поступить, но не сдал английский и решил, что это знак.

На последнем рабочем месте (кафедре журналистики Института парламентаризма и предпринимательства) в трудовой книжке мастера едва хватило места, чтобы сделать отметку о приеме на работу. В профессиональной биографии Аркадия Аристарховича много страниц: числился фотокорреспондентом в бюллетене «За безопасность движения», с 1981 по 1984 был фотохудожником на «Беларусьфильме», после долгое время сотрудничал с «Сельской газетой».

Репортаж из роддома получил много откликов от читателей

Повод для гордости

3 января 1996 года в трудовой книжке сделана важная запись:

– «Принят на должность фотокорреспондента отдела иллюстраций редакции газеты «Знамя юности». Здесь я трудился до 2001 года. Работать в республиканской прессе было пределом мечтаний любого фотографа. Нас везде встречали, как дорогих гостей.

Немного подкопив денег, фотограф купил себе ноутбук, на который установил Photoshop. Чтобы изучить программу, потребовалось много бессонных ночей, но результат того стоил. Обработка снимков вышла на более высокий уровень, Аркадий Бирилко даже придумал новый жанр – фотоживопись. За пять лет работы в газете успел побыть завотделом, руководил пишущими журналистами. Быстро понял, что это не его, – сложно решать вопросы, когда все время проводишь в лаборатории.

Тогда «Знаменка» была ежедневной газетой, работали много, о командировке могли сказать за полчаса до отъ­езда. Приходилось на ходу заряжать камеру (Аркадий Аристархович первый в редакции стал снимать на цифру) и бежать на поезд. Но бессонные ночи и постоянные разъезды компенсировали отзывы читателей, которые не скупились на добрые слова. Много откликов получил и самый важный для мэтра репортаж в «Знамени юности»:

– Всегда мечтал снимать в роддоме. Судьба свела меня с врачом, который разрешил это сделать. Я присутствовал на 13 родах и сделал много хороших снимков. Тема очень интимная, но редактор дал под них много места на полосе, и я опубликовал самые лучшие кадры.

У стиля фотоживописи Аркадия Аристарховича есть последователи. Студия «У Бирилки» в свое время объехала с выставкой всю страну. Ученики по-прежнему захаживают к учителю в гости:

– Они – моя гордость. Я рад, что многие связали свою жизнь с фото­искусством и обо мне не забывают. Вы тоже в гости заходите.

Закрывая дверь, мысленно пообещала вернуться. Главное, не забыть яблоки.

Листая подшивки «Знаменки», мы обнаружили еще много интересного.


Оказывается, 8 мая 1955 года состоялся первый футбольный турнир на приз газеты «Сталинская молодежь» для юных футболистов Минска. Тогда за звание лучших сразились 19 команд.

В конце ноября 1966 года в редакции начал работу клуб «Счастье». На встречи приходили семейные пары и будущие молодожены, для которых выступали приглашенные гости.


В начале 1990-х при газете работал литературный кружок «Светотень». Дважды в месяц на страницах издания выходили стихотворения начинающих поэтов на определенную тему.

lavrinovich@sb.by

Фото из личного архива
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter