Ставка на технологичность и интенсивность: как в новом радиологическом корпусе Минского онкодиспансера усовершенствовали лечение пациентов

Точный прицел луча

Примерно 60 процентов онкологических пациентов нуждаются в лучевой терапии. А на ранней стадии рак гортани, кожи, предстательной железы, лимфому можно вылечить исключительно этим методом, не прибегая к скальпелю. Возможности применения лучевой терапии в Минском городском клиническом онкологическом диспансере значительно выросли после ввода в эксплуатацию нового радиологического корпуса. В возведенном девятиэтажном здании на совершенно иной качественный уровень выходят и диагностика новообразований, и проведение хирургических вмешательств. Наши корреспонденты побывали в радиологическом центре, концентрация оборудования в котором позволила называть его самым крупным на просторах СНГ.

До 4 ноября на вооружении врачей столичного онкодиспансера было всего два линейных ускорителя. Теперь появилось еще четыре.

35 спасительных сеансов

62-летний Анатолий (фамилия не указана по этическим соображениям. — Прим. автора) — один из первых пациентов обновленного корпуса. Он прошел восьмой сеанс лучевой терапии. У него рак задней стенки глотки 3-й стадии. В поликлинику по месту жительства мужчина обратился со своей проблемой около двух месяцев назад.

— Стало «стрелять» в ухе при глотании, появилось ощущение, что в горле что-то мешает, — рассказывает Анатолий о симптомах болезни. — Меня обследовала наш лор-врач и направила на консультацию к онкологу. Прошел УЗИ, компьютерную томографию, сделали биопсию. Две недели назад госпитализировали во 2-е радиологическое отделение городского онкодиспансера. 

Курс лечения предстоит длительный — 35 сеансов лучевой терапии на фоне химиотерапии. Лечащий врач, радиационный онколог Анжела Русакович говорит, что, несмотря на распространенность процесса, прогноз у пациента благоприятный. Он планирует провести новогодние праздники с семьей и вернуться к работе.

О пребывании в онкодиспансере и лечении у моего собеседника уже сложились первые впечатления.

— Аппаратура здесь, конечно, как в космосе, во время лечения я не ощущаю ни боли, ни дискомфорта, — охотно делится Анатолий. — Нахожусь один в двухместной палате (на период подъема заболеваемости коронавирусной инфекцией. — Прим. автора), все удобства в блоке. Честно говоря, чувствую себя не в больнице, а в санатории.

С прошлой недели один из новых линейных ускорителей работает. На этой неделе запускают еще один. Для работы на двух других новых аппаратах, которые проходят завершающую настройку, готовятся кадры. Все шесть ускорителей абсолютно взаимозаменяемы.

Линейные ускорители — близнецы-братья

Суть лучевой терапии — в разрушении опухолевой ткани с помощью ионизирующего излучения. Медицинский линейный ускоритель заряженных частиц — это как раз то высокотехнологичное устройство, которое обеспечивает доставку к опухоли высокоэнергетических рентгеновских лучей. 

До 4 ноября на вооружении врачей столичного онкодиспансера было всего два линейных ускорителя. Оба загружены под завязку: принимали по 130 пациентов за день. А такое сложное оборудование нуждается в ежедневных перерывах и тех­обслуживании. Его вынуждены были проводить ночью. Теперь эти аппараты стали работать с меньшей интенсивностью, есть возможность «отдохнуть». В распоряжении врачей появилось еще четыре дополнительных линейных ускорителя. Они похожи друг на друга как близнецы. Отличие только в дизайне оформления помещений.

— Все аппараты абсолютно взаимозаменяемы, — отмечает заместитель главного врача по радиологической службе Елена Зверева. — Если вдруг какой-то из них выйдет из строя — пациенту можно провести точно такое же лечение на любом из работающих. 

До закупки новых четырех линейных ускорителей время ожидания на проведение лучевой терапии в Минском городском онкодиспансере по некоторым видам опухолей достигало двух месяцев. С прошлой недели один из новых аппаратов функционирует. На этой неделе запускают еще один. Для работы на двух других ускорителях, которые проходят завершающую настройку, готовятся кадры. Полный ввод в эксплуатацию позволит ликвидировать очередность на лучевую терапию. Потребности жителей Минска полностью удовлетворят, и даже пациентам из других регионов смогут помочь. Ведь некоторые технологии радиотерапии используют только здесь. 

Для эффективной и безопасной лучевой терапии важно не только подобрать адекватную дозу облучения, но и направить ее точно в границы опухоли, не повредив прилегающие к ней здоровые ткани.

В цель!

Для эффективной и безопасной лучевой терапии важно не только подобрать адекватную дозу облучения, но и направить ее точно в границы опухоли, не повредив прилегающие к ней здоровые ткани. В кабинете предлучевой подготовки врач радиационной диагностики Дарья Мычко объясняет, как достигается точность и безопасность процедуры:

— Если применяем радиохирургию, пациенту назначают один сеанс. При стандартных методиках облучения курс лечения продолжается до 5–7 недель, несколько десятков сеансов, и каждый раз пациент должен находиться в одной и той же позе. Отслеживать смещения мы теперь можем с помощью специальной системы С-RAD (прохождение лучевой терапии под конт­ролем поверхности тела). Она сканирует положение тела, сверяет ее с данными компьютерной томографии, и, если во время сеанса происходит смещение, на том участке, где это произошло, появляется красный сигнал. А поскольку система также связана с линейным ускорителем, при значительных смещениях аппарат останавливается до того момента, пока пациент снова не примет нужное положение. 

Для фиксации тела еще задействуются специальные приспособления — термостатические маски, различные укладки, позволяющие обеспечить максимальный комфорт пациенту, и в последующем это положение легко воспроизвести. 

В полку томографов прибыло

Новый радиологический корпус пополнился и другой высокотехнологичной медицинской «начинкой». Здесь до недавнего времени был один магнитно-резонансный томограф, теперь закуплен еще один. Он мощнее вдвое — трехтесловый — и с более продвинутым программным обеспечением. Еще одно техническое пополнение — к трем имею­щимся компьютерным томографам прибавились еще два. Один из них — отечественный, первый и пока единственный в Беларуси, разработка компании «Адани». По своим характеристикам не уступает импортным аналогам, а вот сервис куда доступнее. В случае сбоя проблему быстро устранят и длительных простоев не будет. На этом компьютерном томографе уже выполнено около 150 томограмм.

Укрепил онкодиспансер после ввода радиологического корпуса и свои хирургические мощности. Здесь разместился оперблок на пять хирургических столов и два хирургических отделения. Операционные оснащены системой ламинарного потока воздуха. Это ноу-хау, которое позволяет поддерживать стерильный микроклимат. В операционной также есть видео­связь — врачи, не выходя оттуда, могут консультироваться и транслировать операцию специалистам других медицинских центров. Первое хирургическое вмешательство планируется выполнить в новых условиях на этой неделе.

— В нашем онкодиспансере выполняют до 12 тысяч операций в год,
— констатирует главврач Виктор Кондратович. С началом эксплуатации оперблока будем делать до 15–16 тысяч в год. Сейчас у нас есть небольшая очередность на проведение хирургического вмешательства, это касается наиболее распространенных видов рака — предстательной и щитовидной железы. Но после полной загрузки операционных мы снимем проблему. 

Интересно, что с введением нового корпуса количество коек в онкодиспансере приросло незначительно — всего на 20. Зато условия для пациентов стали намного комфортнее. В палате не 4–5 человек, как раньше, а один-два, палаты оснащены современными средствами связи и оповещения, в каждом блоке — все бытовые удобства. 

По словам Виктора Кондратовича, упор в совершенствовании медпомощи онкологическим пациентам сделан на технологичность и высокую интенсивность лечения. А это должно принести плоды в достижении главной задачи — в эффективности лечения, увеличении продолжительности жизни пациентов. Наблюдается положительная динамика. В Минске 20 лет назад около 40 процентов онкопациентов умирали в течение года и примерно столько же жили пять лет и больше. Статистика на сегодняшний день другая: 56 процентов онкологических больных живут больше пяти лет и только 18 процентов уходят из жизни в течение года.

kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter