Лукашенко: залог успеха уборочной кампании — четкая организация работы‚ трудовая и технологическая дисциплина

Главная задача на ближайшие 20 дней

Селекторные совещания во время уборочной кампании — давняя практика. Удобный механизм сверки часов с руководителями центрального и регионального уровней без долгого отрыва от текущих дел. Во Дворце Независимости за одним столом с Александром Лукашенко собрались Глава Администрации Президента Наталья Кочанова, заместитель Премьер-министра Владимир Дворник, министр внутренних дел Юрий Караев, министр сельского хозяйства и продовольствия Анатолий Хотько и первый зампред КГК Василий Герасимов. В регионах на прямой видеосвязи с Президентом находились председатели облисполкомов с заместителями, помощники Главы государства в областях. Получился всесторонний, но достаточно компактный разговор по существу на заданную тему. При этом общую суть задач Президент обозначил так:

 Уборка зерновых в этом году началась на десять дней позже обычного. Значит, ее следует завершить в течение двух недель  основную уборку, а за двадцать дней мы однозначно должны закончить. Выходить за сроки в двадцать дней недопустимо! Это первая задача, которую я хотел бы довести до каждого исполнителя, прежде всего губернатора и министра.


Реалии и перспективы


Александр Лукашенко обратил внимание на особенности нынешнего сезона. В технологическом плане он непростой. С одной стороны, посевы в большинстве случаев высокие и плотные. С другой  досаждает, как говорят специалисты, ярусность созревания. То есть даже на одном поле растения созревают неоднородно. Часть еще зеленая, а часть уже готова к уборке. Отсюда и некоторая задержка с началом массовых работ. При этом сроки уборки зерновых по времени накладываются на второй укос многолетних трав и массовый сев пожнивных культур. Президент ставит задачу комплексной работы:

 Организовать так, чтобы мы могли в приоритете убрать зерновые. Но параллельно, как бы ни было сложно, во всех хозяйствах организовать массовую уборку травянистых кормов. И обязательно — влаги достаточно сейчас  пожнивно, поукосно, где только возможно, высевать травянистые корма, чтобы получить дополнительные кормовые единицы. Одновременно необходимо убирать лен.



На совещании прозвучало напоминание, что за возделывание ряда стратегических культур несут ответственность и конкретные должностные лица. Так, за заготовку льнотресты и льноволокна всегда отвечал министр сельского хозяйства. Курирующий агропромышленный сектор вице-премьер  за возделывание рапса. Эти обязанности актуальности не теряют, и Президент потребовал пристального контроля за обозначенными сферами:

 Рапс  это высокодоходная культура, очень рентабельная уже при урожайности 15 центнеров. Вы сегодня имеете по озимому рапсу двадцать центнеров. Это высокоурожайная культура. Вы заметили по России  бешеная гибель пчел в связи с тем, что начали высевать в огромных количествах рапс и не вовремя, по-дурному, можно сказать, обрабатывать химическими препаратами. Смотрите, чтобы у нас это не повторилось, потому что разговор будет очень короткий.

Президент не отрицает, что график работ в нынешнюю страду очень напряженный. Но и виды на урожай весьма оптимистичные. По прогнозам, валовой сбор по всем культурам может быть выше прошлогоднего. Поэтому от всех Президент требует максимальной отдачи:

 Чтобы все, что есть на полях, в конечном итоге оказалось в закромах. Нужно задействовать все имеющиеся резервы. С полей мы должны взять 9,5 миллиона тонн: и рапс, и кукуруза на зерно, и колосовые, и гречиха, и просо. Ниже нельзя! Нужно организовать работу людей и техники так, чтобы восполнить то, что мы потеряли в прошлые годы. Залог успеха — четкая организация работы‚ высокая трудовая и технологическая дисциплина.


На этом фоне Президента настораживает информация контролирующих органов, которые по-прежнему выявляют массу недостатков, недоработок, откровенное головотяпство, а зачастую и приписки.

— Но это уже нарушение закона,  возмутился Глава государства. — Поэтому Генеральному прокурору и министру внутренних дел надо обратить на это внимание и жестоко за это спрашивать. Нам не нужны эти приписки, они ведь денег не дают, они сбивают с толку и мешают планировать будущее. Не хватает, говорят, механизаторов, не на должном уровне подготовлены техника и зерносушильные комплексы. Есть трудности с топливом.

По ходу совещания не раз прозвучало, что обеспеченность топливом  задача Правительства. Премьер–министр должен за это отвечать персонально. У глав регионов же Александр Лукашенко интересовался реальной обстановкой с уборкой на местах. Спрашивал, почему не обеспечена полная готовность техники, как будет справляться с поступающими объемами зерна сушильное хозяйство.

В региональном разрезе


Руководители областей ответ держали уверенно. Обратил на себя внимание исключительно деловой стиль разговора. Никто не зачитывал заблаговременно отпечатанные тяжеловесные доклады. Говорили коротко и по существу: что сделано, что в планах, чего не хватает. Да, в уборку регионы закономерно вступили с разной скоростью. Есть различия по темпам работ, по урожайности. Но в целом работа везде разворачивается поступательно. Есть две очевидные общие проблемы: относительно невысокие запасы топлива и необходимость более быстрыми темпами обновлять парк машин. К этим темам мы еще вернемся, а пока остановимся на некоторых задачах, которые ставил Президент, общаясь с каждым из председателей облисполкомов. Очевидно, что они имеют широкое звучание.

Так, в разговоре с губернатором Гродненщины Владимиром Кравцовым была затронута тема садоводства. Президент потребовал повсеместно провести ревизию этой подотрасли. Многие деревья уже отжили свой век и не дают нормально развиваться молодняку. Отсюда задача:


 Надо убрать и на это место или на другом поле по современным технологиям высадить соответствующие культурные растения. Садоводством надо заниматься. Это задача для всех. Поэтому надо провести ревизию и посмотреть, что в будущем мы можем сделать по садоводству. Где-то поддержать тех, кто будет заниматься этими культурами.

А у Витебщины всем стоит поучиться науке возделывания гибридной ржи. Очень интересная и экономически оправданная культура. Президент:

— Я поражен, как гибридная рожь переносит наш климат. Нигде не полегла, стоит ровненько, как солдаты. На рынке бешеный спрос на рожь. Так мы же можем продать ее и поправить финансовое положение хозяйств. Если 70 центнеров (урожайность.  Прим. ред.)  молиться надо. Если нам не нужно столько ржи, мы ее всегда продадим на рынке.



Председатель Могилевского облисполкома Леонид Заяц удостоился похвалы за работу с кадрами и за то, как он выполняет обещание добиться в хорошем смысле перелома на Могилевщине. Пока, похоже, все получается. А еще Президент напомнил Леониду Зайцу об экспериментальных полях с зерновыми в Гомельской области, созданных в то время, когда нынешний руководитель Могилевщины работал министром сельского хозяйства и продовольствия. Наработанный там опыт рекомендован к более широкому распространению. Ознакомить с ним надлежит и нынешнего исполняющего обязанности председателя Гомельского облисполкома Геннадия Соловья.


Вопросы качества уборки вышли на передний план в разговоре с председателем Брестского облисполкома Анатолием Лисом. Здесь также прозвучало общее для всех замечание:

— Смотрите, что творится после уборки комбайнами. Вот дожди сейчас прошли. Это будет хорошо видно не только вам, но и мне, и другим специалистам. Я обращаю ваше внимание на потери. Возьмите это на контроль.

По мнению Президента, в полях может остаться как минимум полмиллиона тонн зерна. При нынешнем уровне техники это уже непозволительная расточительность:

 Обратите, пожалуйста, на это внимание. Особенно центральные и северные районы, которые еще массово ведут уборку озимого рапса. Там потери большие.


Руководство Гомельщины получило порцию критики за невысокую урожайность. Хотя это упрек больше к нынешнему вице-премьеру Владимиру Дворнику, поскольку урожай закладывался при его руководстве областью. Этому региону рекомендовано еще раз вернуться к анализу структуры посевных площадей. Из центра на этот счет указания давать запрещено. Специалистам на местах виднее. В пример Александр Лукашенко привел рапс. Его урожайность на Гомельщине —10 центнеров с гектара. Крайне низкий, не дающий нужной рентабельности показатель:


 Зачем вы сеете рапс из года в год в убыток? Десять центнеров  это разве урожайность? Это с вашим мусором, мякиной и прочим. А так, наверное, семь центнеров.

К слову, задача оптимизировать структуру посевных площадей имеет общее звучание. На совещании Президент обратил внимание на то, что этого требуют очевидные изменения климата. Поэтому традиционные модели растениеводства теряют свою эффективность, и это тоже надо учитывать.

В целом неплохо обстоят дела в Минской области. Все работы идут ритмично. Председатель облисполкова Анатолий Исаченко посетовал лишь на высокую стоимость топливного товарного кредита.

— Премьер-министру немедленно, с сегодняшнего дня, приступить к решению этих вопросов, — последовала реакция Президента. — Надо помочь  значит надо. Это не дело, что банки их задушить хотят. Разберитесь! 



Может, для кого-то станет неожиданностью, но свой интерес в агросекторе есть и у столицы. Из доклада председателя Мингорисполкома Анатолия Сивака следовало, что в зоне ответственности города 26 хозяйств, прикрепленных к минским предприятиям. Все они приступили к уборке и показывают неплохую урожайность. Однако Анатолия Сивака больше заботит тема госзаказа на зерно. Минским комбинатам хлебопродуктов доведено задание приобрести 99 тысяч тонн. Хотелось бы 140 тысяч.

 Радоваться надо, что город готов закупить практически в два раза больше хлебов, — отреагировал Президент.

В перспективе весь или почти весь увеличенный госзаказ могут обеспечить подчиненные городу агропредприятия. Александр Лукашенко видит в этом хорошую тенденцию. Он считает, что нужно сделать так, чтобы эти хозяйства обеспечивали хотя бы 100120 тысяч тонн зерна:

 А остальное Правительство вам допоставит  до 160, до 170 (тысяч тонн зерна. — Прим. ред.). Это правильный курс. Надо, чтобы свои хозяйства это произвели.



Что касается госзаказа в целом по стране, то здесь тоже нужно ориентироваться на расширение объемов, чтобы обеспечить не только текущее потребление, но и пополнение резервов:

 В этот и следующий годы мы должны восстановить те резервы, которые были. В этом году хороший урожай. Поэтому люди, предприятия будут обеспечены. Но хотелось бы, чтобы еще и резерв был. Это же деньги. Если хлеб в закромах есть — это валюта. И кто гарантирует, что у нас через год-два снова не будет засухи? Поэтому резерв надо восстановить.

Задачи, общие для всех


Возможно, кто-то хотел бы взять на себя обязательства полегче, но так сделать не получится. Планы на нынешнюю уборку были утверждены ранее. Александр Лукашенко взял сводную таблицу и напомнил ключевые параметры:

— Вы должны получить 8 миллионов 672 тысячи тонн зерновых и зернобобовых, 766,3 тысячи тонн рапса, 52 тысячи 600 тонн льноволокна, около 5 миллионов тонн сахарной свеклы, 1 миллион 717 тысяч тонн кукурузы на зерно, картофеля  1 миллион 100 тысяч и около 600 тысяч тонн овощей. Этот план должен быть выполнен железобетонно. В протокол поручений — и это должно быть на контроле прежде всего. Надо Комитету госконтроля, Правительству отойти от тех докладов, которые вы мне тут прописали. Это их (аграриев. — Прим. ред.) дело, сколько комбайнов будет вовлечено в уборку урожая. Нам надо контролировать основное. И прежде всего этот план. Госзаказ, заготовки, качество посмотреть  это главное. А мы ходим за ними по пятам и рассказываем им, когда сеять, как сеять, когда убирать, какой техникой. Давайте ориентироваться на основные моменты. Тогда мы спросим с Правительства, с Комитета госконтроля, с губернаторов, руководителей предприятий и районов. Выполнение плана, который определен, — закон.

Параллельно надо восстанавливать и запасы травяных кормов. Президент обратил внимание на то, что в предыдущем, менее урожайном сельскохозяйственном сезоне были практически полностью израсходованы все резервы. Нынешний год позволяет ситуацию исправить. Глава государства обратился к участникам совещания:

 Еще раз хочу ваше внимание на это обратить. Это не просто: вот второй укос трав, как обычно, мы собрали. Мы в прошлом неурожайном году за зиму «съели» все запасы. И не только зерна, но и травянистых кормов, которые лежали в траншее, в курганах, весь сенаж  все «съели». Нет его. Поэтому надо этот резерв восполнить. В каждом хозяйстве должен быть полутора- или двухгодичный запас кормов. И сочных, и сухих из трав.



Понятно, что запасы нужно еще и правильно сохранить. Поэтому в адрес Владимира Дворника, председателей облисполкомов прозвучало напоминание о плане строительства сенажных траншей. Пока в нынешнем году он реализуется лишь на 1015 процентов.

А еще более эффективны новые технологии хранения кормов. Они у нас есть, и этот опыт надо распространять. Президент подчеркнул:

 Траву скосил, в валок свернул ее, скрутил в рулон, в пленку, внес консервант, и, если не можешь вовремя свезти, полежит этот рулон на поле. Но это уже корма, и притом хорошие. Мы знаем, сколько у нас рулонных прессов, у нас производится полимерная пленка. Железобетонно надо это исполнить. Это не дело, что у нас где-то пресс стоит под забором, видите ли, не могут наладить его работу. Каждому хозяйству, где вы считаете нужным, довести, сколько сенажа завернуть в полимерную пленку. Все рулонные прессы должны быть задействованы в полную мощь. И если только некачественный пресс, спрашивайте с тех, кто его произвел.

Хорошее подспорье при заготовке кормов  зерно кукурузы. Одна проблема  сушить его недешево. Поэтому и здесь на первый план выходит вопрос технологии хранения и заготовки, сказал Александр Лукашенко:

— Плющите кукурузу и закладываете в полиэтиленовые рукава. Мы знаем, сколько у нас плющилок, знаем их производительность, производим полиэтиленовые рукава. Поэтому каждому задача: сколько тонн положить в эти рукава. И дешевле будет, чем сушить зерно.

Глава государства напомнил, что необходимо стремиться к получению двух миллионов тонн кукурузного зерна:

— И тогда выйдем не на 9, а на 10 миллионов в сумме зерна по стране. Такого еще не было. Просто надо аккуратно все убрать — рапс, зерновые колосовые, кукурузу, просо, гречиху и так далее. И этот год должен стать в этом плане переломным.

Президент обращает внимание руководства Правительства, что обеспечение агропромышленного комплекса топливом, удобрением и техникой — их непосредственная задача. Но поддержка должна оказываться при обязательной отдаче и бережном отношении к имуществу:

— По топливу мы договорились  это ответственность лично Премьер-министра и Правительства. Действительно, по топливу и удобрениям, как только возможно, ищите схемы — надо поддержать. Плюс добавилась техника. Особенно зерноуборочная. Но с условием, что хранение нормальное. Мобилизуйте милицию и, мобилизовав милицию и Комитет госконтроля, мы увидим, как хранится эта техника. Где действительно надо помочь, надо помочь. Подумайте над этими схемами, как мы будем им (аграриям. — Прим. ред.) помогать.

Необходимость рачительного отношения к технике объясняется простой экономической логикой. На этом Александр Лукашенко сделал особый акцент:

— Наиважнейший вопрос. Это огромные деньги. Почему я особое внимание государственных служащих акцентирую на сохранности техники? Потому что вы слышите: дай денег, дай кредит, дай субвенций каких-то. Ну, если «дай денег», то и контроль должен быть обеспечен. Ну и люди наши привыкли: если проконтролируешь  будет порядок, не проконтролировал — беда.

Президент обратился к министру внутренних дел Юрию Караеву с поручением оказать поддержку селу в деле обеспечения сохранности имущества и контроля за дисциплиной:


  Юрий Хаджимуратович, вы, пожалуйста, по-военному подключитесь к этому процессу. Опыт уже есть. Мы три года с Шуневичем пытались в этом направлении работать. Что-то получилось, что-то нет. Но это исключительно только из-за неорганизованности, если не получилось. Поэтому сделайте так, как вы провели II Европейские игры. Нигде не было видно милиции, а порядок был идеальный. Меня на стадионе «Динамо» все склоняли: надо заборы поставить, сетками обтянуть. Я говорю: это же не война. Беларусь  не Западная Европа. Мы и без сеток и без заборов справимся. Справились. Молодцы. Поэтому вот с такой ответственностью подойдите и к этим вопросам. Без милиции мы этот вопрос не решим. А опыт и советский, и наш в новейшей истории мы имеем. Посмотрите, и особенно по пьянкам. Законы позволяют разобраться как следует. Особенно в уборочную кампанию. Без дисциплины мы ничего не сделаем. Поэтому я и говорю министру о том, что надо с пьяницами, бездельниками разбираться жесточайшим образом. Надо помочь руководителям. Разговоры о том, что рынок все отрегулирует, свобода, что хочу, то и ворочу, нас приведут не туда. Мы это уже тоже почувствовали в нашей жизни.

На такой энергичной деловой волне прошла, по сути, производственная планерка на высшем уровне. Каков же тут основной вывод репортерского наблюдения со стороны? Он очевиден. Система аграрного производства в стране выстроена достаточно четкая. Каждый на своем месте и знает, что делать и как. Ну а тонкой настройки время от времени требует даже самый отлаженный механизм. Что и было сделано. Кстати, прозвучало распоряжение и в адрес СМИ: еще больше уделять внимания людям, работающим на земле. Это поручение выполнять особенно приятно. Ведь труженики полей  настоящие герои нашего времени.



kryat@sb.by

konon@sb.by


Фото Ивана Яривановича, Алексея Матюша, БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter