Точный адрес

О том, как сегодня работает система государственной адресной социальной помощи, обозреватель «СБ» беседует с заместителем министра труда и социальной защиты Марианной Щеткиной...
В прошлом году была упорядочена система льгот. За счет высвободившихся средств государство профинансирует приоритетные социальные программы в сфере охраны материнства и детства, а также материально поддержит малообеспеченных. Только в этом году на выплату адресной социальной помощи гражданам, чей доход не превышает бюджет прожиточного минимума (с 1 февраля БМП равен 200.080 рублей), будет направлено более 30 миллиардов рублей. Однако первые месяцы работы социальных служб показали, что система выделения адресной помощи не отлажена. Корреспонденты «СБ», изучив ситуацию в Быховском, Гродненском и Жабинковском районах, пришли к выводу, что главная проблема — неинформированность. Многие люди, по закону имеющие право на адресную помощь, не знают, что она им положена (публикации в «СБ» за 29 и 30 января, 2 февраля). Да и работники социальных служб, к сожалению, порой не владеют полной информацией даже о численности тех, кто может претендовать на материальную поддержку государства. Если это так, то где гарантия того, что эти деньги дойдут до каждого нуждающегося? О том, что сделано по устранению недостатков и как сегодня работает система государственной адресной социальной помощи, обозреватель «СБ» беседует с заместителем министра труда и социальной защиты Марианной Щеткиной.

— Марианна Акиндиновна, что делается для того, чтобы малообеспеченные граждане воспользовались поддержкой государства?

— Давайте обратимся к статистике. По оперативным данным, с начала года государственная адресная социальная помощь была назначена 43,8 тысячи человек на сумму 12 млрд. руб. И для сравнения: за весь 2007 год ее получили 59,2 тысячи человек на сумму около 5 млрд. рублей. Как видно, обратившихся за поддержкой не так и мало. Тем более что впереди фактически целый год.

Следует иметь в виду, что адресная социальная помощь — это не пособие, выплачиваемое на постоянной основе, а временная материальная поддержка, которая предоставляется, как правило, на срок до 3 месяцев. При этом обязательно учитываются усилия, предпринимаемые самим человеком по выходу из трудной жизненной ситуации, по улучшению материального положения своей семьи. Тем не менее комиссия в отдельных случаях (например, пожар, тяжелая болезнь и т.д.) может принять решение и о продлении срока выплаты адресной социальной помощи.

Критические статьи, опубликованные в «СБ», обсуждены в министерстве и комитетах, рассмотрены на коллегиях. Нельзя отрицать, что на местах при назначении адресной помощи в соответствии с новыми критериями имеют место отдельные недостатки. Но нашими органами оперативно принимаются меры по их исправлению. Минтруда, комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома в СМИ проведена большая информационно–разъяснительная работа по проблеме государственной адресной социальной помощи.

— Сколько жителей страны сегодня имеют право на адресную помощь?

— Минтруда совместно с комитетами по труду, занятости и социальной защиты облисполкомов и Минского горисполкома организован мониторинг. Первые официальные данные появятся в апреле — по итогам I квартала. Сегодня можно говорить о прогнозных оценках. Ожидается, что в этом году по сравнению с прошлым число обратившихся за адресной социальной помощью увеличится в 3 — 4 раза и составит более 200 тысяч человек. Такой значительный рост обусловлен прежде всего изменением критерия нуждаемости. До 17 декабря 2007 года на адресную помощь могли претендовать граждане с доходом менее 60 процентов БМП. Однако по решению Президента критерий нуждаемости увеличился до 100 процентов БМП. И произошло это на 2 года раньше, чем предусматривалось программой социально–экономического развития страны.

Практика показывает, что, как и в предыдущие годы, основными получателями помощи (67 процентов) являются многодетные и неполные семьи. Кроме того, теперь на адресную помощь дополнительно могут претендовать получатели социальных пенсий (средний размер ее составляет 132.107 рублей), а также граждане, у которых единственным источником дохода является пособие по уходу за инвалидом I группы или лицом старше 80 лет (размер надбавки по уходу составляет 25 процентов БМП). В случае их проживания в семье решение об оказании помощи будет приниматься в зависимости от среднедушевого дохода. Если он окажется больше БМП, помощь выплачиваться, естественно, не будет.

— Какие проблемы необходимо решить сегодня, чтобы адресная помощь дошла до каждого нуждающегося?

— Вопросы предоставления малообеспеченным семьям и гражданам государственной поддержки обсуждались на коллегии министерства, а также во время рабочего совещания со специалистами, которые занимаются назначением государственной адресной социальной помощи. Например, один из них касается транспортной проблемы. Для того чтобы комиссия в установленные сроки могла выехать на место, необходим автомобиль. В управлениях по труду, занятости и соцзащиты своего транспорта, как правило, нет. Если в первые недели реализации указа это вызывало большие сложности, то сейчас благодаря поддержке местных органов власти этот вопрос решен.

Большое внимание было уделено деятельности и полномочиям комиссий по оказанию адресной социальной помощи. Очень важно, чтобы по каждому заявлению решения принимались принципиально и объективно, с учетом всех обстоятельств. Помощь должна быть своевременной и дифференцированной — в зависимости от жизненных обстоятельств конкретного человека. Иждивенческие настроения поддерживаться государством не будут. Трудоспособный человек может и должен трудиться, содержать себя, свою семью, детей, престарелых родителей.

По итогам I квартала 2008 года в министерстве запланирован «круглый стол», на заседании которого будет проанализирована работа по оказанию адресной соцпомощи, выработаны согласованные решения по проблемным вопросам.

Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter